יום שבת, 25 בינואר 2020

Меир Тувиансккий - правда и ложь

История Меира Тувианского написана и переписана израильскими и русскоязычными блоггерами в самых разных версиях. Она уникальна тем, что в первый раз был вынесен смертный приговор и приведен в исполнение в отношении еврея. Тувианский был выставлен предателем, сотрудничавшим с британцами и передавшим им ценную информацию о инфраструктуре Хаганы в Иерусалиме. Повторное расследование сняло с него это обвинение. До сих пор все так. Но тут начинаются инсинуации в отношении главы ШаЙ (Шерут Йедиот), предшественницы ШаБаКа (Шерут Битахон Клали) Исера Беэри. Как его только не называли и чего ему только не приписывали, включая то, что его имя созвучно с именем другого руководителя подобной службы в другой не менее известной нам стране и методы также позвимствованы оттуда.
Я хочу привести здесь перевод отрывка из книги Ицхака Леви, главы иерусалимского отделения ШаЙ в период войны за независимость "Девять кабов" (книга посвящена операциям и войне в Иерусалиме и его окрестностях, название книги взято из Талмуда. Когда наши мудрецы, благословенна их память, хотели подчеркнуть великолепия Иерусалима, они сказали: "Десять кабов (древняя мера объема) красоты даны миру, девять из них Иерусалиму". Война в Иерусалиме стала самой большой частью войны за независимость), посвященный этой теме, с которой он был непосредственно связан.
"Когда я передал управление иерусалимского ШаЙ в руки Биньямина Джибли 27 апреля я подробно объяснил ему всю сложность факторов и сил, действующих в городе. Я предложил ему быть осторожным и советоваться со мной в первые недели в его должности. Но Джибли пренебрег моим советом. Я погрузился в оперативную работу, и он не обратился ко мне ни разу. 
Беньямин Джибли

В конце июня я "спустился" (израильтяне используют такой термин, когда выезжают из Иерусалима. Когда прибывают туда, они говорят "поднимаются") в Рамат Ган (город сателлит Тель Авива), в генеральный штаб. Прибыв туда ранним утром, я наткнулся на Исера Беэри, главу ШаЙ.
Исер Беэри
Он вышел из кабинета Бен Гуриона и в волнении рассказал мне что сейчас доложил Бен Гуриону о расстреле еврейского шпиона в Иерусалиме, который признал свою вину. Он рассказал мне что шпион Меир Тувианский, бывший командир роты инженерных войск и один из опытных командиров Хаганы в Иерусалиме. Согласно версии Беэри, Тувианский, будучи инженером Хеврат а-Хашмаль (электрической компании), передал британцам схемы, где были указаны мастерские по производству оружия и боеприпасов Хаганы в городе. Еврейские работники увидели этот чертеж на столе британского управляющего и принесли его Джибли. Тувианский был приглашен в Тель Авив по какому-то поводу и был арестован людьми ШаЙ. Ему устроили полевой суд и он признался в содеянном. Приговор был приведен в исполнение через несколько часов в деревне Бэйт-Джиз отделением Пальмаха.
Бэйт-Джиз
Мое потрясение было велико. Мне было тяжело связать Тувианского, которого я знал лично, с осознанным предательством. Тувианский был из немногих, кто нашел путь к сердцу высокопоставленных британских чиновников и кутил с ними. Во вторую мировую войну призвался Тувианский в британскую армию и достиг звания майора. Его рота инженерных войск стояла в Неаполе, там я на него наткнулся, я был секретарем комитета еврейских солдат, мы занимались организацией беженцев и нелегальной репатриацией. Хоть меня и предостерегли, что Тувианский откажется сотрудничать из страха перед британским командованием, я быстро убедился что он готов к этому. Конечно, он опасался за свою карьеру, но как человек слабохарактерный поддался мне и помог нам в нашей работе. В войне в Иерусалиме занимал Тувианский административные должности. Он был назначен командиром лагеря Шнеллер после того, как его освободили британцы, потом был ответственен за аэродром в городе.
Беэри разрешил мне рассказать об этом случае только Шаалтиэлю (командир иерусалимского округа). Когда Шаалтиэль узнал, он рассердился, что его, непосредственного начальника Тувианского не посвятили в расследование. Мне известно, что Шаалтиэль обратился к Бен Гуриону и выразил недовольство тем, что не был поставлен в известность. Он так же не держал это в секрете и рассказал своим приближенным о случившемся. не держали рот на замке и пальмахники. По городу (Иерусалиму) поползли слухи об аресте и расстреле Тувианского. Знакомые Тувианского посоветовали его жене выяснить, что произошло. Она поспешила к Шаалтиэлю и спросила, знает ли тот, что случилось с ее мужем. Шаалтиэль отправил ее ко мне. Она потребовала от меня разъяснений. Я ответил, что не уполномочен дать ответ и мне нельзя с ней говорить об этом. Она кричала, но я продолжал молчать. Тогда она решила, что я замешан. Когда в конце ей стало известно, что ее муж был раастрелян как шпион, стала обвинять его друзей, что те отвернулись от него. Она не назвала моего имени, но было ясно, кого она имела в виду. Лишь только через несколько месяцев мне удалось убедить ее что я не участвовал в этом деле. Тем временем стали перепроверять это дело. Выяснилось, что Тувианский действительно предоставил своему британскому начальству схему необходимых объектов, которым нужно поставлять электричество. Это была глупость, характерная Тувианскому, которая позволила усомниться в чистоте его намерений, но никак не осознанное предательство. ШаЙ действовал неряшливо, его командиры, которые вели расследование, назначили себя и следователями, и судьями, и даже командовали расстрелом. Если бы Джибли посоветовался со мной с самого начала, возможно, что трагедия была бы предотвращена, так как я знал Тувианского и мог понять настоящую причину его поступка.
Бен Гурион приказал расследовать дело. В результате было снято обвинение с Тувианского и честь покойного была восстановлена. Исер Беэри не смог оправиться от потрясения. Он и его жена умерли через считанные годы после с разбитым сердцем."
Признание невиновности Тувианского


אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה