יום שבת, 2 במאי 2020

Легенда о всаднике

Кто был человеком за легендой? Его жизнь, как и его смерть в 52 года, началась с трагедии. Зайд родился в 1886 году в Сибири в поселке Зима. Его отец Ицхак Элиягу, литейщик по профессии, был сионистом и говорил на иврите. Он был выслан туда из Вильнюса царскими властями по обвинению в революционной деятельности. Судьба нек жаловала его отца, его первая жена и дети были убиты одним из рабочих в его литейном цехе.
Его вторая жена, Ребекка, из субботников, умерла от болезни, когда Александру было 4 года. Пораженный горем вдовец доверил своего сына своим друзьям в деревне. Зайд восторгался козаками, он видел их, скачущих на лошадях по зеленым полям и разлившимся рекам - и хотел походить на них. После третьего брака отца он переехал в Вильнюс. Отец умер, когда Александру было 15.
Михаэль Гальперин
Его встреча с Михаэлем Гальпериным, который приехал из Эрец Исраэль, чтобы организовать силы самообороны в городе после беспорядков в Кишиневе, была для него поворотом судьбы. Гальперин в своих речах о необходимости создания народного легиона разжег воображение 18-летнего Зайда, который отправился в Эрец Исраэль в 1904 году как один из пионеров Второй алии.
Александр Зайд 1910-1911 гг
Молодой Зайд был рабочим в еврейских поселениях, переезжая из одного в другое и видел насколько им необходима защита. Так он стал одним из основателей Бар Гиора (секретная боевая организация) и охранником. «Наша первая тайная встреча состоялась в Яффо, в маленькой комнате Бен-Цви, - писал он в своем дневнике о создании Бар-Гиоры в 1907 году. - Шохат и Бен-Цви составили короткий план, но нацеленный далеко вперед. Название «Бар-Гиора» и слоган: « В крови и огне Иудея пала, в крови и огне Иудея восстанет». Собрание прошло без каких-либо трений и споров, все выразили преданность идее, а мускулистые тела  выражали энергию. Мы передали себя судьбе".
Зайд и Бен Цви(слева) 1920 г
Арабы называли их "эль москуб" - московим. Они носили папахи, были одеты в косоворотки и обували сапоги.  В скорости они сменили одежду стали больше похожи на феллахов - стали носить кафийи. Передвигались и осуществляли охрану поселений и угодий на лошадях.
а-Шомер

Зайд сохранил эту традицию до конца и даже привил ее своим детям.
Ципора, Ифтах и Йоханан 1928 г
"Я отправился в Иерусалим из-за лихорадки, - писал он в своем дневнике. - Йехезкель Хенкин, который также болел, и я лежали в английской миссионерской больнице. За короткое время мы поправились и отправились на поиски работы. Мы познакомились с профессором Шацем (основатель школы искусств "Бецалель"), который призывал нас стать каменщиками. Мы ему сказали что нас тянет к сельскому хозяйству".
Красавчик Зайд, который после своей встречи с профессором также позировал обнаженным для учеников школы Бецалель, встретил в Иерусалиме Ципору Бекер, и она стала женщиной его жизни. Это была встреча противоположностей.
Ципора Бекер-Зайд
В отличие от Зайда, убежденного сиониста, Ципора была членом Бунда и намеревалась вернуться в Вильнюс. Эти планы рухнули, когда между ней и Зайдом вспыхнул огонь любви и Ципора стала его верной спутницей. 
В Кфар Гилади
Дети: Кохевет (сверху слева), Гиора (сверху справа), Йоханан и Ивтах(внизу). Фотограф Авраам Сускин, Кфар Гилади 1924 г
Какое-то время они поселились в Кфар-Гилади в Верхней Галилее, где он не совсем ладил с членами Трудогого Батальона, которые выступали за радикальные идеи равенства и были среди них и те, кто мечтал о коммунистической революции в стране. Они продолжали переезжать до тех пор, пока в 1926 году они не поселились в Шейх-Абреке, в самом сердце Изреэльской долины, с назначением Зайда охранником земель Еврейского Национального Фонда в рамках усилий по предотвращению вторжения арабов на еврейские территории. Он собрал вокруг себя "компанию пастухов", к которой присоединился и поэт Александр Пэн.
Семья Зайд и Александр Пэн (справа). Гиора Зайд (сын) в форме. 1938 г
Зайд, получавший удовольствие от работы в поле, был известен своей смелостью и любовью к своей стране, это выражалось и в его любви к археологии. 10 апреля 1936 года он обнаружил пещеру, копая яму для фундамента дома, который он потом построил на холме, и сразу же написал своему старому другу Ицхаку Бен Цви, председателю Национального комитета:
"Друг Бен Цви, привет! Вы и Майзлер (археолог Беньямин Мазар) должны приехать к нам в гости. Причина: мы обнаружили внутри пещеры надписи на иврите и греческом, изображние Меноры (семисвечников), а также двери с росписью".
Зайд в пещере в Бейт Шеарим
Пять дней спустя они прибыли из Иерусалима и Зайд был провозглашен Еврейским Исследовательским Обществом Палестины (сегодня Израильское Исследовательское общество) первооткрывателем Бейт-Шеарим, в котором находился Санхедрин и его возглавлял патриарх рабби Иегуда-аНаси. Сегодня Бейт Шеарим является национальным парком, а в 2015 году был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Через два года Бен Цви вернулся вместе с главами общины, включая Давида Бен-Гуриона и Берла Каценельсона, чтобы принять участие в похоронах Зайда, который был убит выстрелом в спину. Не задолго до убийства Касем аль-Табаш отправился со своим ружьем в колонию тамплиеров в Вальдхайме (сегодня Алоней Аба). По его просьбе слесарь-нацист добавил  в пули кусочки металла, что сделало их особенно смертельными.
В ярости от убийства их отца дети Зайда проникли вечером в соседнее стойбище бедуинов, намереваясь бросить гранату в одну из палаток, чтобы отомстить. Когда они подошли к палатке, услышали разговор родителей о визите доктора ребенку. Смутившись, как рассказал один из членов семьи, они покинули место. "Папа не учил нас причинять вред невинным", - сказал Гиора, первый из сыновей Зайда. Через четыре года убийца Касем аль-Табаш был убит мстителями из Пальмаха. Счет был сведен.
Через год после смерти Зайда Александр Пэн и Мордехай Заира написали песню, ставшую родной всем, в основном из-за исполнения ее Эстер Офарим.

*** для подготовки статьи использованы фотографии из архива семьи Зайд и статья Яакова Бар Она из Маарива.

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה