יום שישי, 21 בפברואר 2020

Празднование ЛаГ баОмер на горе Мерон и права женщин

Цфат один из 4 святых городов земли Израиля. Это место известно еще со времен второго Храма и иудейского восстания, но его расцвет пришелся на 16-й век, когда город стал центром Каббалы. Город привлекал ученых мужей своей близостью к горе Мерон, где находится гробница автора книги Зохар Шимона бар Йохая. Еще тогда, а возможно и раньше появилась традиция на ЛаГ баОмер (33 дня от Песаха), день, в который согласно традиции почил сей великий ученый, посещать это место. В ночь ЛаГ баОмер тысячи паломников совершают шествие к гробнице на горе Мерон, где они зажигают факелы, установленные на крыше и начинается празднование, которое длится всю ночь.
В 1911 году произошла трагедия, когда ветер направил искры от факелов в сторону людей, нахдившихся на крыше. Многие испугались и началась давка. Ограждение не выдержало и народ посыпался вниз по склону. Погибли люди и десятки раненых были отправлены в больницу в Цфат. Среди присутствовавших был писатель Ш.Й. Агнон, так он описал происходящее:
"Чудо, которое произошло со мной на праздновании раби Шимона бар Йохая на горе Мерон, когда рухнула веранда и погибли 7 евреев и я, что стоял еще час назад там со всеми святыми (так принято называть погибших) и остался жив. Как же я спасся?..
Вдруг я услышал страшный шум, я подумал, что это зажигание факела, и меня охватило сожаление, пять дней я шел пешком чтобы увидеть как зажигают факел...
Вокруг меня несли носилки и клали на них погибших, и я, что стоял еще недавно среди них, когда они были еще живы, понес их в Цфат."
Чтобы понять причину трагедии, ученые мужи Цфата собрались в синагоге святого АР"И (ашкенази рабби Ицхак - рав Ицхак Лурье, основатель практической лурианской каббалы).
"И ревнители Цфата сразу же призвали к действиям и большому собранию в синагоге сятого АР"И чтобы найти виновных. Они наложили окончательный запрет женщинам, замужним и нет, посещать гробницу в ЛаГ баОмер, а также гулять по городу и посещать рынок чтобы купить рыбу и мясо, чтобы не войти в контакт с мужчинами. Так же запретили играть на музыкальных инструментах на горе Мерон. И провозгласив новые правила протрубили в шофар..." - так писала газета "аПоэль аЦаир" в 1911 году (א בתמוז תרע"א).
Ада Маймон (Фишман) родилась в Бессарабии, в религиозной семье, ее отец был раввином и переписчиком Торы (свитки Торы пишутся в ручную). Традиция ее семьи рассказывает, что они являются потомками РАМБАМа, поэтому она и ее брат Йегуда Лейб изменили себе фамилию на Маймон. Она воспитывалась в духе иудаизма и сионизма и в 1912 году присоединилась к партии аПоэль аЦаир и отправилась на святую землю.
Ада Маймон посвятила себя правам женщин, активно участвовала в политической жизни, основала сельскохозяйственную школу Эйнот и была среди первых депутатов Кнессета от МАПАЙ. В те времена представительного места для женщин еще не существовало. В 1914 году Ада была послана "Центром учителей" работать в Цфате в организованной там школе. Узнав о запрете, она вместе со своими воспитанницами в Лаг баОмер отправляется на празднование. Их появление вызвало протесты, но узнав об их поступке, все больше женщин из Цфата и со всей страны стали отправляться на гору Мерон и запрет был снят. Ада Маймон, хоть и видела в сионизме возрождение еврейского народа и его традиции, считала что борьба за равные права жещин и мужчин в иудаизме это часть ее сионистской и феминистской борьбы. Женщина, равнодушная или настроенная против иудизма (религии) не смогла бы настоять на изменении такого типа религиозных решений.

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה