יום רביעי, 13 בדצמבר 2017

Транспорт 222. Часть первая


Рош а-Никра. Туристы и израильтяне наполняют эти места по выходным, чтобы посетить гроты – пещеры, созданные природой. Тысячелетиями волны весом в 250 тонн пробивали их в трещинах скал.  Разнообразный животный мир моря привлекает аквалангистов, а орнитологи через телескопы наблюдают за птицами, поселившимися на двух островах-заповедниках недалеко от прибрежных скал.

Согласно легенде в 333 году до нашей эры Александр Македонский вел свои войска в Египет.  Препятствием на его пути был горный хребет недалеко от города Тир. Чтобы армия прошла, он приказал высечь в скале ступени. Так этот хребет получил название Тирская Лестница.
После первой мировой войны эта часть территории бывшей османской империи была поделена между Великобританией и Францией.  Границу определили два офицера возглавлявшие в 1922 г.  комиссию по разграничению – Ньюкомб и Фолле. Для них это была граница между двумя союзными державами и имела значение не больше чем еще одна черта на карте.  Но в 1940-м все изменилось. Французские колонии оказались под контролем правительства Виши – марионетки Германии.


Прогитлеровский переворот в Ираке в 1941 году, произошедший с прямой поддержки вишистов, заставил Великобританию выступить вместе с войсками Свободной Франции чтобы завоевать территорию Ливана и Сирии. Примерно в те дни июня, когда немцы перешли границу СССР, британцы и армия де Голля вошли в Сирию и в течение двух месяцев взяли ее под свой контроль.
Новая ситуация создавала новые возможности для укрепления контроля Великобритании в регионе. Чтобы обеспечить поддержку своим войскам в Сирии, англичане решают пробить тоннель  сквозь хребет Тирской Лестницы и соединить весь Ближний Восток одной железной дорогой. Первоначально она имела чисто военные цели, но примерно с 50-х годов эта дорога должна была соединить Египет с Британией и для простых граждан. Представьте себе, что британский гражданин мог бы купить прямой билет на поезд, который выходил бы из Лондона, пересекал Ла Манш по тоннелю, пересекал бы Францию, Германию и Австрию, Балканский полуостров и Турцию, Сирию и Ливан и прибывал бы в Иерусалим, Каир, а может, продолжал бы свой путь  дальше в Марокко. И все это даже без пересадки!
Для строительства туннеля были задействованы инженерные войска, привезенные сюда англичанами специально для этой цели из южной Африки, Новой Зеландии и Австралии. Вся работа длилась полтора года, были проложены два тоннеля, соединенные мостом. 14 августа 1942 года тоннель был официально открыт!

Но британским мечтам о гражданской железной дороге в мирное время не суждено было сбыться. В 1946 г. в "ночь мостов" был взорван мост через реку Кзив, и "ливанская ветка" была отрезана от Эрец Исраэль.  А 14 марта 1948 г. батальон бригады Кармели взорвал мост между тоннелями, с целью предотвратить вторжение из Ливана. После войны северный тоннель перекрыли. Во время войны железнодорожный туннель использовался исключительно в военных целях. Но все же один гражданский транспорт здесь был. И о нем в нашей следующей публикации.

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה