יום חמישי, 18 בפברואר 2016

Рычащий лев

У каждой истории есть начало. И у каждого начала есть история. Наша история о начале борьбы за государство Израиль.

Англичане, воевавшие на Ближнем Востоке с турками в то время как их союзники вели кровопролитную войну с Германией и Австрией, в качестве компенсации готовы были поделить его с русскими и французами в случае удачного завершения кампании. Чтобы окончательно ослабить немцев и турок, они также сыпали обещаниями перед арабами и евреями о создании национального очага и даже государства. Так в 1916 г. появился договор Сайкс – Пико, согласно которому одним росчерком карандаша по линейке весь север страны от Хайфы и до Кинерета уходил Франции.

Конечно, стороны понимали, что этот росчерк потребует корректировки. И тем не менее, когда закончилась война, англичане отступили к той самой линии. Арабы и французы видели себя претендентами на владение этими территориями. Евреи, пытавшиеся выжить и закрепиться на своей законно-выкупленной земле держали нейтралитет.

Два наиболее крупных населенных пункта – один бедуинов, Хальса, сегодняшний Кирьят-Шмона, другой еврейский – Метула стоят в этом районе один против другого. Рядом с Метулой еще три еврейские точки на карте – три коммуны: Хамара, Кфар-Гилади и Тель-Хай. 
12 декабря 1919 г. ничто не предвещало наступавшую бурю. В Тель-Хае готовились встретить субботу, арабы, возвращаясь со свадьбы стреляли в воздух, и шальная пуля убивает Шнеура Сапожника, одного из товарищей. Убийство Сапожника начинает череду перестрелок, Метула и Хамара эвакуируют своих людей на юг, Кфар-Гилади эвакуирует женщин и детей.
По дороге поселенцы встречают человека, высокого роста, одного, идущего в противоположную сторону. Они узнают его сразу – он уже был здесь до войны. "Ося!"

***

Иосиф Трумпельдор личность особенная. Сын кантониста-фельдшера в отставке, сумевшего сохранить верность иудаизму, он жил светской жизнью, хотя и провел пару лет в хедере, как полагается еврею. Иосиф был четвертым из семи сыновей. В доме говорили по-русски. Первый раз он почувствовал недостаток своего происхождения при поступлении в реальное училище, туда он не прошел, хотя все экзамены были сданы на отлично из-за процентной ставки, установленной для евреев. Тогда он и пошел учиться на зубного техника. Трумпельдор стал вегетарианцем и толстовцем. Он осуждал насилие и был "пацифистом".
Но в 1902 г. был призван в армию. Он не хотел идти. Все его убеждения вели к отказу от воинской службы. Но страх быть непринятым, обруганным, прослыть жиденком, цепляющимся за чужую идеологию из трусости перед трудностями, которые под силу лишь русскому человеку, взял свое. И в 1904 г. он встретил войну в Порт Артуре. Отважно сражаясь, он достиг звания унтер-офицера, стал полным георгиевским кавалером, но потерял руку.

Война закончилась поражением России, и, как и 70000 русских солдат, он попал в плен. Его лагерь находился возле города Такайши. Среди пленных были более полторы тысячи евреев. Как герой "Тихого Дона", здесь, вдали от фронта, когда страх перед смертью уже позади, к Иосифу приходит прозрение. Теперь вся его дальнейшая жизнь будет посвящена одному – борьбе за землю Израиля.

Являясь единственным офицером-евреем, как в плену, так и во всей русской армии, он сразу занял ведущую позицию среди военнопленных евреев, сумевших в условиях плена организовать свою культурную автономию.

Трумпельдор организовал кассу взаимопомощи, школу, библиотеку и театральную труппу. Он хадатайствовал перед японскими властями об организации пекарни перед праздником Песах для печения мацы и приобретении талесов и свитков Торы для организации синагоги. Наладив связь с сионистским руководством (Менахемом Усышкиным), он организовал кружок Бней Цион а-Швуйим бе-Япан (на снимке).



Вернувшись из плена, унтер-офицер и полный георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор попадает в Санкт-Петербург, где царица Александра Федоровна в присутствии своего мужа царя Николая II произвела его в офицеры и вручила подарок – специально изготовленный протез руки.



 Трумпельдор должен был стать героем Российской империи. Но его манила другая страна:

Если начнется война в Эрец Исраэль, наверняка назначат меня командиром, хоть я и готов служить там простым солдатом. Только там мы будем в своем дом, не у чужих... Я верю, что придет день, и я, усталый и утомленный, в радости и старости буду смотреть на свои поля в моей стране. Никто не скажет мне: убирайся, презренный, чужой ты здесь! И если кто все же скажет, с силой и мечом я защищу мои поля и мои права. И если паду в бою, буду счастлив, я буду знать во имя чего умираю.                            – письмо брату Шмуэлю, 1911 г.

Трумпельдор создает движение Гехалуц – пионер, он создает его в Ромнах, родине первой коммуны. Цель – создание коммун, подготовка и отправка в Эрец. Он сам приезжает сюда и трудится в коммуне в Мигдаль, к северу от Тверии. Там он и знакомится с лидерами движения а-Шомер. Война заставила его покинуть новообретенное отечество, но он верил, что вернется, и вот, день настал.

Трумпельдор в Мигдаль, 1913 г.

В годы Первой мировой войны Трумпельдор видит потрясающую возможность создать свои, еврейские батальоны, которые, пройдя военную подготовку самой сильной армии в мире, будут готовы к защите отечества – страны, которую им предстоит завоевать. Первый батальон возниц был разбит в битве под Галиполи, но в процессе войны были созданы пять батальонов королевских стрелков, один из них, в котором служил Зеэв Жаботинский, сыграл решающую роль в продвижении британских войск в Иорданской долине.




Трумпельдор приехал в Эрец Исраэль в 1919 г. Это не была репатриация, чисто деловая поездка. 700 человек в России были готовы к репатриации в коммунах. Трумпельдор надеялся встретиться с Рупиным, тот координировал и находил работу для новых поселенцев, но его ждал неприятный сюрприз. Рупин был германский подданный и англичане его выселили. Зато он встретил в Яффе своего друга – Исраэля Шохата.
Тот объяснил ему ситуацию на севере. Евреи всеми силами пытаются удержаться, но им не хватает командира, профессионала, кого-то, кто мог бы наладить оборону. И Трумпельдор отправился в путь.

***



Тель Хай не строился как крепость. Это был амбар, который был нужен, чтобы крестьяне Метулы, обрабатывая свои удаленные земли оставляли там тяжелый инвентарь, кормили скотину, хранили собранный урожай. Хорошие соседские отношения и использование местных арабов из Хальсы в охране и сельскохозяйственных работах не заставляли крестьян думать, как укрепить двор. И тем не менее, двор расширялся, ведь Метула процветала. Так было до того, как пришел Хашомер. Хотя и новые поселенцы Кфар-Гилади сумели наладить хорошие отношения с соседями, он решили укрепить Тель Хай, на всякий случай. И случай не заставил себя ждать. Выстрел, убивший Шнеура Сапожника, открыл череду перестрелок, вытеснявших евреев с их позиций. Первой ушла Хамара, за ней Метула. В Кфар-Гилади и Тель Хае остались только бойцы. Север страны попадает в центр споров и дискуссий в сионистском руководстве. В то время как Зеэв Жаботинский призывает оставить земли, которые не войдут в пределы британского мандата, поэльцоеры требуют сделать все для укрепления этих точек на карте.

Аарон Шер возвращается в Тель Авив и оставляет статью на столе редактора:
"Это место нельзя оставлять и все, что построено нельзя уступать, пишет он. Ведь мы всего лишь горстка, горстка, горстка. Еще чуть-чуть, и мы потеряем момент, и то что еще вчера мы могли сделать с легкостью завтра нам будет стоить многих жертв. Не дайте пасть Верхней Галилее!"

Аарон Шер пал 6-го февраля, лишь через день после его смерти этот призыв увидел свет. На север отправляются бойцы. Теперь в Кфар-Гилади и Тель Хае находится от 30-ти до 50-ти человек в каждом. Но большинство были необученная и плохо вооруженная молодежь. Трумпельдор, изначально приехав лишь временно – наладить оборону, видит необходимость остаться.
Тель Хай 1920 г

1-го марта 1920 г., י"א באדר по еврейскому календарю, арабы из соседней Хальсы, под предводительством эффенди Камаля Эль Хусейни подошли к Тель Хаю. Окружив его, они потребовали впустить их проверить, есть ли французы во дворе. Трумпельдор в это время был в Кфар-Гилади, завтракал. Послали за ним. Камаль эффенди был знаком многим из защитников, поэтому, прибыв, Трумпельдор сразу впустил его. Камаль и его помощник отправились в верхнюю комнату. Там находились в это время пять человек, Сара Чижик, Двора Дрекслер, Вениамин Мунтер, Зеэв Шерф и Ицхак Каневский. Они чистили оружие. Трудно понять, что там произошло, но вдруг раздался крик Дворы: "Ося, он берет у меня револьвер!" И выстрел. Трумпельдор скомандовал: "Огонь!"
Перестрелка закончилась лишь к вечеру. Бойцы сумели отбить арабов и заставить их отступить. Лишь в конце они узнали страшную весть. Камаль и его помощник вышли из комнаты и бросили туда ручную гранату. Не выжил никто. Трумпельдор был смертельно ранен. Было решено перенести раненых в Кфар Гилади. Там увидел Трумпельдора доктор Гэри. "Ничего, сказал Трумпельдор, мне хорошо. Хорошо умереть за свою страну."

Шестеро бойцов были похоронены в братской могиле в Кфар-Гилади, на следующий день Кфар-Гилади эвакуировался.




В 1921 г. сионистское руководство сумело убедить власти британского мандата в стратегической необходимости истоков рек Иордан для Британии, новая комиссия по разработке уже реальных границ начала свою работу. В ее принципы входило закрепить за Британией Иордан с его истоками и Кинерет, "фрацузам" разрешалось там ловить рыбу, для этого была отведена десятиметровая полоса, Франция, в свою очередь получала две дороги в Дамаск, одна проходила через ливанскую долину, а другая через Голанские высоты. Это была комиссия Ньюкомб-Фолле, и она утвердила официальную северную границу мандата, в пределы которой вошла Метула.
В 1934 г. скульптор Авраам Мельников создал памятник, который возвышается над братской могилой восьмерых падших в защите Тель Хая. Он высек его из особого камня – речного конгломерата, символизировавший по мнению скульптора еврейский народ, возрождающийся в Эрец Исраэль из разбросанных по всему миру осколков единой скалы, обточенных течением истории. Лев – символ Иудеи смотрит на восток и рычит. Его рык – это призыв к защите своей страны и предупреждение врагу.



Весной 1920 г. на съезде еврейской молодежной социалистической организации "Хашомер Хацаир" на трибуну поднялся молодой человек лет двадцати двух, лидер движения в своем родном городе Турка. В 1918 г. ему и его товарищам удалось защитить евреев города от погромщиков и теперь он пользовался авторитетом в движении. Его звали Авраам Шнеллер (Хуши). Вместо речи он начал петь:

В Галилее, у Тель Хая
Шел кровавый бой.
За наш народ, за нашу землю
Пал Трумпельдор – герой.
Через горы и долины
Он шел на света край.
Братья, он сказал, идем
Мы защищать Тель Хай

В каждом месте, в каждый час
Вспомните меня
Ведь боролся я и пал
Родину любя.
Каждый день работал я,
В ночь не отпускал ружья.
И не сомкнул я глаз.

В духе этих событий, воодушевленные стихами, участники съезда приняли решение отправить первые группы взрослых членов движения в Эрец Исраэль. Круг замкнулся. Хашомер Хацаир перенимал эстафету у своего духовного наставника. Начиналась новая эпоха. Эпоха борьбы за свою страну, за свое государство.


אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה