יום שבת, 10 בינואר 2015

История арабо-еврейского конфликта. Часть первая.


История арабо-еврейского конфликта, хотя и короткая, но имеет много версий и довольно пестрое прошлое. Сегодняшняя ситуация – это совокупность всего, что случилось между евреями и арабами за почти век со дня возникновения этого конфликта. Можно читать на эту тему часы скучных лекций, но чтобы никто не уснул и поскорее занялся чем-то более интересным, я объясню все коротко, стараясь не вдаваться в лишние подробности.Если у кого-то возникнут вопросы или возражения, оставьте свой комментарий, я отвечу.

 Начну с того, что конфликт между евреями и арабами носит национальный, а не как многие думают, религиозный характер. Евреи – самая древняя нация в мире, потеряли свою политическую независимость в первом веке нашей эры во время великого восстания, описанного еще великим древним историком Иосифом Флавием. Тем не менее евреи сумели сохранить себя как нацию. Это произошло как благодаря законам, выработанным иудаизмом еще начиная с вавилонского изгнания, так и юдофобии, подогреваемой христианскими клерками, желавшими всячески отделить и обособить евреев, чтобы предотвратить их сближения с простыми христианами, дабы последние не соблазнились чужой верой. В конце 19 века еврейский национализм выразился в желании воссоздать еврейскую нацию в Палестине через труд на земле праотцов – создание первых еврейских поселений, цель которых не молитва в святых местах, но укрепление связи еврейского народа с Землей Израиля и его эмансипации как еврейской нации.

Что же до арабского национализма, его корни не лежат в естественной среде жизни арабов. В Османской империи, где как ни странно, основы равенства были более продвинуты чем в Европе – люди всех религий имели равные права в конституционном порядке, не существовало национального антагонизма. Первые националистические арабские кружки появились в Европе – в Парижской Сорбонне. Именно там появились идеи объединения арабской нации. Заметьте, не мусульманской, а арабской. Появление национальной идеи среди арабов не было искусственным – это было частью процесса который переживала вся Европа, в конце которого распались Австро-Венгерская и Российская Империи, произошла революция младотурков, передел границ и возникновение национальных государств.
И тем не менее, арабский национализм нашел себе хорошего спонсора – в лице Объединенного Королевства. Магнаты, правящие Британией уже давно поняли, что тот, кто будет владеть нефтью, будет владеть миром и всеми силами стремились проникнуть в закрытый для них Ближний Восток. Воспользовавшись революцией младотурков, они провоцировали на окраинах Аравийского полуострова восстания местных князьков. Османская Империя, и раньше не имевшая особого контроля над своими окраинами, охотно шла на сделки, предоставляя политическую независимость в обмен на ежегодную выплату определенных сумм. Но давление англичан этим не ограничилось. Так Османская Империя, вынужденная противостоять Британии, оказалась частью "Оси" – союза Германии, Австро-Венгрии и теперь Османской Империи.

Бойцы арабского восстания 1916-1918 гг.

Началась Мировая война. В то время, как Франция, Германия, Австро-Венгрия и Россия взаимоуничтожали свои армии на европейской арене боев, Британия направила все свои силы на Ближний Восток. Цель была – весь Аравийский полуостров, а также Ирак, Персия. Для того, чтобы союзники не смотрели косо, британцы пообещали разделить захваченное между странами Антанты – Франция и Россия должны были получить по своему кусочку. Понимая свою неспособность захватить Аравию, прежде всего потому, что англичане чень мало о ней знали, они и тут решили воспользоваться арабским национализмом. Они пообещали Хусейну Бен-Али провозгласить его королем всей Аравии, если он поднимет восстание в Хиджазе – сердце Ислама, в Мекке и в Медине. Для организации фаллахов (арабских крестьян) в регулярную армию был послан Эдвард Лоуренс, получивший тогда имя Лоуренс Аравийский. Организовав пару гарнизонов, он сумел парализовать армию османов и обеспечить продвижение британских войск в Палестине. Цель была достигнута. Англичане стали хозяевами ситуации и про Хусейна благополучно забыли. 

39-й еврейский батальон королевских стрелков

Однако, война продолжалась. Чтобы ускорить действия в Европе, англичане решили внести раскол в европейских странах Оси. Декларация Бальфура, предлагавшая евреям свой национальный очаг в еще не освобожденной Палестине должна была представить Британию как ведущую мировую державу, стремящуюся наконец покончить с несправедливостью веков создать новый мировой порядок, который будет удобен всем. Предполагалось также, что евреи Европы, особенно богатые евреи сразу переметнутся на сторону Антанты и тем самым ускорят развал Оси. Эффект был лишь частичным. Большинство евреев Германии видели в себе немцев иудейского исповедания. Они отвергали и враждебно относились к самой национальной идее евреев. В иудейском реформистском движении даже в молитвах был отменен Иерусалим и иврит как национальный язык. Однако евреи-эмигранты из России довольно живо восприняли эту идею. Герой Японской баталии Иосиф Трумпельдор, полный георгиевский кавалер, получивший награды от самой императрицы и первый еврей, достигший офицерского звания в Российской армии не перейдя в христианство, организовывал еврейские батальоны. Позже к нему присоединился Жаботинский и другие. Было создано 4 батальона, два из них сыграли решающую роль в Палестинской компании. Теперь Британия неожиданно для себя стала попечительница всего еврейского народа. Только что организованная Лига Наций предоставило ей право на колонизацию Палестины с целью создания в будущем в ней еврейского государства. Одно облегчало положение англичан – сроков не было. А значит можно ждать до второго пришествия. 

Первый раунд.

Начало погрома в Иерусалиме в 1920 г.

Однако так не думали националисты ни с той ни с другой стороны. Из революционной России стали приезжать как преследуемый буржуазный элемент, так и пламенные революционеры, ставившие своей целью объединение пролетариата всех наций и воцарение коммунизма во всем мире. Арабские националисты в свою очередь видя эту волну эмиграции понимали, что земля снова уходит у них из-под ног. Они чувствовали себя снова преданными. Иерусалимская семья Хусейни встала во главе арабского сопротивления. В 1920 г. Они организовывают погром. Цель – напугать евреев, чтобы они не приезжали в Палестину (еврейская эмиграция из России началась из-за погромов в 1882 г. когда евреев обвинили в цареубийстве). 

Комиссар Палестины и Великий Муфтий

Англичане знают о погроме, но решают не препятствовать, видя в этих действиях определенную выгоду. Они даже арестовывают Жаботинского и его товарищей, отправившихся в Иерусалим противостоять погрому с оружием. Англичане решают приручить несколько распоясавшегося своего недоросля и назначают главу семейства и предодителя погрома Хаджа Амина Эль Хусейни на должность Иерусалимского муфтия. Причем одновременно они поднимают статус иерусалимского муфтия первый раз во всей истории до уровня муфтия Константинополя. Теперь иерусалимский муфтий может определять законы ислама и говорить от имени ислама. Так конфликт национальный переходит в фазу конфликта религиозного.

Встреча Черчилля, Абдаллы и Фeйсала в 1921 г.

Тем временем, пока так и непровозглашенный король Аравии тщетно боролся с Саудом, решившим забрать себе обещанное королевство, на окраинах восточной Палестины то и дело вспыхивали восстания и мелкие войны между местными шейхами. Англичане решили использовать сыновей Хусейна – Абдаллу и Фейсала для усмирения восстаний. В 1921 г. в Иерусалиме, в залах лютеранского комплекса Августа Виктория состоялась встреча, на которой присутствовали министр колоний Ее Величества Уинстон Черчилль, Эдвард Лоуренс и сыновья Хусейна. Фейсал был назначен королем Ирака, а Абдалла – Трансиордании.  Был создан Арабский легион, комплектовавшийся из офицеров Лоуренса и наемных арабских солдат. Зарплату выплачивали из казны Ее Величества. Вторая цель визита в Палестину Уинстона Черчилля было предотвращение распространения "коммунистической заразы".
Он встретился с арабскими националистами и заявил – нет никаких намерений создавать здесь еврейское государство. Но нужно сделать все, чтобы зараза коммунизма, идущая из России не просочилась на земли, находящиеся под опекой Великобритании.  С сионистским руководством Черчилль встречаться отказался. Очень прозрачный намек был понят. Арабы ждали повода.

Иосиф Бреннер
1 мая 1921 г. молодые социалисты вышли на демонстрацию. Они прошли по улицам молодого Тель Авива, тогда еще квартала на окраине Яффы, по Неве-Цедек, и направились в Яффу. Цель была распространение идеи равенства и пролетарской солидарности среди арабов. Именно этой демонстрацией и воспользовались яффские националисты. Погром начался. Толпа направлялась по заранее намеченным целям. Бэйт Хаоле – дом в Яффе, где жили первые дни молодые эмигранты перед отправкой в киббуцы. Бэйт Варша – там находился штаб будущей службы безопасности Хаганы, Бэйт Яцкер, там находились писатели Иосиф Бреннер и Цви Шац. Кроме этого множество еврейских лавок и фирм в самой Яффе. Арабам помешал еврейский батальон, базировавшийся неподалеку. Тем не менее в Бэйт Яцкер и в Бэйт Хаоле арабам удалось совершить задуманное. Через три дня была снова предпринята попытка, теперь уже в северных колониях – в Петах Тикве и в Хедере. Но там арабы наткнулись на индусов, те не очень разбирались в ситуации, да и приказов от английского командования не поступало.
Итоги были плачевны для обеих сторон. Жители Тель Авива обратились к мандатным властям с требованием признать их отдельной муниципальной единицей и Яффа лишилась хорошего дохода, к тому же все евреи перевели свои дела в Тель Авив, Сионистское движение потеряло видных лидеров, таких как Иосиф Бреннер. На севере арабы ничего не смогли сделать и потеряли больше людей чем евреи. В выигрыше оказались только англичане. Арабы и евреи поняли и ощутили свою зависимость от британских властей. Англичане воспользовались поводом, чтобы ограничить эмиграцию евреев из восточной Европы.

Второй раунд.

Западная стена 1929 г.

Следующий раунд арабо-еврейского конфликта не был связан с нуждами британцев. Арабы к тому времени уже поняли, что в их руках есть инструмент, с помощью которого они могут повлиять на британцев – погромы. Будут или не будут погромы, теперь зависит от самих британцев и их поведения. Так вещи выходят из-под контроля.
В 1924 г. началась эмиграция из Польши. Приезжали предприимчивые люди, которые сразу открывали здесь свои предприятия, мелкие артели и просто киоски. Эту волну эмиграции так и прозвали – эмиграция киосков. Это способствовало оживлению рынка труда, евреи и арабы начали ладить между собой. В Иерусалиме, городе семьи Эль Хусейни, на муниципальных выборах побеждает Нашашиби и уводит из-под носа муфтия заветную должность градоначальника. Нет сомнений в том, что Нашашиби поддержали евреи, еще одна причина для Эль Хусейни их ненавидеть. Но просто так на евреев напасть нельзя. Нужна поддержка фаллахов, а для этого нужен серьозный повод. И вот наконец-то. В 1929 г. евреи обращаются к мандатным властям с просьбой расширить место молитвы у стены плача, тогда там помещалось всего несколько десятков человек в большой скученности. Как бы логичную человеческую просьбу великий Муфтий встретил в штыки. В традиционной пятничной речи в мечети Эль Акса он обвинил евреев в попытке установить свою власть на Храмовой Горе и выгнать арабов из их мечети. Разгоряченная толпа во главе с муфтием с топорами в руках направилась в еврейский квартал Гурджим, находившийся тогда напротив Дамасских ворот. Начался погром, прокатившийся по всей Палестине. Почти не было места, не пострадавшего от рук деревенских фанатиков, поощряемых муфтием. Многие общины перестали существовать. Евреи ушли из Дженина, Наблуса, Хеврона, из разных частей Иерусалима, Цфат был разделен.
Как и в предыдущих случаях полилась кровь как евреев, так и арабов, и англичане предприняли меры. Но теперь их меры были вызваны не собственной манипуляцией, а скорее желанием уладить ситуацию. И поэтому выводы комиссии были менее враждебны к евреям чем в 1921 г. Было решено в ограничении еврейской эмиграции руководствоваться экономическими соображениями, всякие земельные сделки между евреями и арабами должны утверждаться мандатными властями, и главное, должен быть создан законодательный орган, состоящий как из арабов, так и из евреев.
Со своей стороны, в еврейском обществе тоже произошли перемены. Созданная еще в 1920 г. военная организация Хагана раскололась. Появился Эцель – Иргун Цваи Леуми. Его стратегия была направлена на активное сопротивление и отпор, тогда как Хагана считала, что нужно ограничиться самозащитой. Это был первый раскол в сионистском движении на левых и правых. На социалистов и либералов. На центристов и демократов.

Третий раунд.

Первый еврейский порт 1936 г.

Если предыдущие раунды имели характер вспышек гнева, хотя и продолжались неделю-другую, на этот раз мы говорим о восстании. Монстр восстал на своего создателя. Хотя поначалу это было не так.
Англичане уничтожили банду Изат дина Эль Кассама на севере. Ее остатки, просочившиеся в глубь страны устроили диверсию и расстреляли автобус с евреями в районе Тулькарема. В ответ неизвестные бойцы подожгли барак с арабскими рабочими. Когда первых хоронили в Тель Авиве, вторых хоронили в Яффе. Надо ли объяснять, что провожавшие делали после похорон. В Яффе объявили забастовку. Сионистское руководство обратилось к мандатным властям с двумя просьбами – построить дорогу, проходящую только через еврейские поселения и построить порт, поскольку яффским пользоваться невозможно из-за забастовки. Обе просьбы были удовлетворены с условием – за свой счет. Так в самые сжатые сроки были построены эти два проекта, в которых добровольно участвовали жители Тель Авива и других городов.
Осознав неэффективность своих действий, арабы предприняли активные действия. Они устраивали диверсии и нападения. Англичане уже не могли на них полагаться. Они решили построить сеть крепостей, дабы защитить свои активы и отрезать террористов, прибывающих из Ливана от центра Палестины. Они обратились к единственной способной поднять такой проект строительной компании Солель Бонэ. Так, сами того не ожидая, англичане оказались на стороне евреев, а значит под прицелом арабов.
Срочно созванная комиссия с целью задобрить арабов выдвинула идею разделить Палестину. Это показывало, насколько англичане оторвались и перестали понимать, что здесь происходит. Предложение вызвало гнев среди арабов. Евреи же руководствовались другим принципом. Они знали на опыте 2000 лет к чему приводит упрямство. Вы хотите разделить, ОК, давайте обсудим.

В то время в отношении земельной собственности действовали законы османской империи. Что-то вроде земля крестьянам. Если земля не обрабатывалась, она отходила государству. Это и объясняет лозунг, выдвинутый еще Иосифом Трумпельдором – "Там, где еврейский плуг проложит последнюю борозду, будут очерчены границы еврейского государства."
Только ездить обрабатывать землю и ночевать в поле было смертельно опасно. Арабы нападали ночью, забирали имущество и убивали. Тогда и придумали систему "Хома Умигдаль" – стена и башня. Цель была приехать на место и за один день поднять смотровую вышку и обвести стеной двор. Стена должна быть двойной, посередине гравий, чтобы пули не пробивали ее. Должны быть бойницы отражать нападения. Должны быть склады и столовая и спальня.
Первый такой форт был выставлен на границе между Иорданской и Изреэльской долинами. Дальше – больше. За время всего арабского восстания возникло 56 таких фортов, каждый из них превратился потом в поселение. Британские власти не препятствовали возникновению этих фортов. Во-первых, с их помощью они могли устанавливать порядок, во-вторых эти форты привлекали на себя огонь арабских банд, и англичане уже еврейскими руками наводили порядок. Окончательно зарвавшийся муфтий был выслан из страны и нашел свое пристанище у нового друга по интересам к еврейскому народу – Адольфа Гитлера. Там он готовиться вернуться в Палестину во главе новой Эйнзацгруппен. В 1939 г. начинается Вторая Мировая война и англичане вводят законы военного времени. Теперь любое неповиновение карается смертью. Арабское восстание затихает. Есть правда и другая версия – арабы просто стали пухнуть от голода, на который они сами себя обрекли. Англичане, чтобы задобрить арабов в очередной раз издают Белую Книгу, в которой ограничивают еврейскую эмиграцию в Палестину до 5 тысяч человек в год на пять лет, после чего ворота закрываются окончательно. 

Нелегальная эмиграция еврейских беженцев в Палестину, "Исход из Европы" 1947 г.

Перед концом войны перед еврейским населением Палестины стала прояснятся вся картина катастрофы европейского еврейства и роли Великобритании, знавшей с самого начала, но ничего не предпринявшей для спасения евреев. В 1944 г. Британия для евреев Палестины становится врагом номер один. Теперь английским войскам здесь не место.
Теперь и у англичан нет выбора. Если они хотят сохранить здесь свое влияние, они должны взять сторону арабов. Но усиление независимости в арабских странах не дает им возможности сделать это в открытую и поставить тем самым себя в зависимое от арабов положение. Поэтому для вида они сохраняют нейтралитет, на деле делают все, чтобы арабы достигли больше успехов – они снабжают их оружием, обучают, не реагируют на сигналы бедствия со стороны еврейских граждан, подвергшихся нападению.

Специальная комиссия ООН по разделу Палестины июнь 1947 г.

В 1947 г. СССР и США предлагают обсудить завершение английского мандата в Палестине. У обоих одна цель – покончить с уже и без того расшатанной империей, в течение почти двух веков, диктовавшей порядок в Европе и в своих колониях. Ближний Восток – последний остов могущества Великобритании.
Сами англичане тоже не особенно стремятся продолжать мандат. У них есть свои "куклы" – Абдалла в Иордании и Фарук в Египте. Они уйдут – придут Абдалла и Фарук и поделят все так, как решат в Лондоне. Основной интерес англичан – продолжение нефтяных поставок из Ирака через Иорданию в Хайфу, в Египет, обеспечение безопасности Суэцкого канала. Заметьте, никакого желания сбросить евреев в море, или завершить то, что начал Гитлер. Просто бизнес.

Провозглашение создания государства Израиль 14 мая 1948 г.

Резолюция ООН 29 ноября того же года посылает британцев домой и предлагает создать на территории Палестины два государства – еврейское и арабское. Для евреев сам факт такого предложения является международным согласием на возникновение еврейского государства, признание евреев как нации, народа, возвращающегося на Родину своих предков. Арабы – английские вассалы – голосуют против. Начинается первая стадия войны за независимость.
Внутри Палестины англичане поддерживают местных националистов – войска брата муфтия – Абед Эль Кадера Эль Хусейни. Тактика – отрезать отдельные еврейские поселения, лишить их поставок продовольствия, ослабить и уничтожить в дальнейшем. Однако ряд успешных операций по расчистке дороги в Иерусалим, а также смерть Эль Хусейни в Кастеле приводят к крушению всего арабского националистического движения. В Тель Авиве провозглашают государство Израиль и английские войска грузятся на пароходы в Хайфе.

Девятый батальон Пальмаха входит в Синай в районе Ницана.

Англичане все еще стремятся руками Египта и Иордании сохранить гарантии для своих интересов, и пять арабских стран объявляют войну и вводят свои войска. Так создается прецендент - то что будет занято одной из воюющих сторон - отойдет к ней. Однако успешные действия молодой Армии Обороны Израиля нейтрализуют их попытки. Операция Хорев, в ходе которой Цахаль входит на Синайский полуостров, в процессе воздушных боев уничтожает пять самолетов Королевского Воздушного Флота Великобритании и угрожает самой большой ценности англичан на всем Ближнем Востоке – Суэцкому каналу окончательно решает исход войны. Еврейские войска без единого выстрела выходят на побережье Красного моря и разрушают еще один план англичан создания общей границы между Иорданией и Египтом для проведения нефтепровода.

Выход к Красному морю. Конец войне. 9 марта 1949 г.

Так заканчивается первая часть Арабо-еврейского конфликта. Напрашивается следующий вывод: Арабский национализм никогда не был ведущей силой в борьбе между евреями и арабами за палестинские земли и создание государства. С самого начала он являлся инструментом для достижения узких и личных целей и никогда не представлял насущные интересы своей естественной среды. Вместе с уничтожением верхушки – семьи Эль Хусейни, он потерял свою актуальность. Еще одно доказательство сказанного – это то, что у лидеров арабских банд не было никакого намерения воплощать свои национальные интересы в Палестине и создавать свое государство. И их цель – уничтожение еврейского государства – не была достигнута. 

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה