יום רביעי, 21 ביולי 2021

Аарон Давид Гордон

1904-й год в истории народа Израиля был особенным. В этом году умер Теодор Герцль, провозвестник будущего еврейского государства. В том же году начинается вторая волна репатриации, известная как вторая алия, которая заложила фундамент будущей страны, определила ее характер, создала организацию а-Шомер, "бабушку" армии обороны Израиля. 

В этом году в Эрец Исраэль прибывают также два человека, Авраам Ицхак аКоэн Кук и Аарон Давид Гордон. Им было суждено стать айконами в нашей истории. Авраам Ицхак Кук стал основателем религиознго сионизма и Аарон Давид Гордон стал айконом сионизма... светского. И тот и другой прибыли в яффский порт, держа в руках Танах. Один стал главным раввином, а второй пошел рыть ямы для саженцев. Аарон Давид Гордон стал символом кибуцного движения, социалистического мировоззрения, получил образ такого раввина для светских, "старик с мотыгой". Йегуда Яари, автор роман "Как свет нимба" использовал его прообраз для своего персонажа Цадока аГлили. 


Но на самом деле стариком он не был. Ему было 48 лет, он родился и воспитывался в состоятельной еврейской семье, его отец был очень религиозным человеком, из митнагедов (так раньше называли последователей раввинистского иудаизма, противостоящих хасидизму). Его желание прибыть в Эрец Исраэль и обрабатывать землю было очень религиозным, хоть он и не соблюдал всех заповедей. Он не был социалистом, хоть и стоял у основ партии а-Поэль а-Цаир и писал статьи в их газету. Он не был кибуцником, хоть жилв кибуце Дгания. Когда создавался первый мошав, Нахалаль, он принимал участие в написании его устава. Аарон Давид Гордон выступал против любых рамок, которые могли ограничить волю человека, кроме одной. Отношение Гордона к природе, к роли человека в отношении к ней, было трепетным, он осуждал всякое грубое вторжение в природу, он видел наше возрождение в возрождении нашей земли, в возрождении ее плодородия. Гордон фактически сформулировал новое мировоззрение, которое сочетало возрождение земли, возрождение нации и общественные устои, которые этому способствовали бы. Его труды уже после смерти Гордона были объединены в книгу "Человек и Природа". Во многом он опередил свое время на 70 лет, когда стали появляться движения защиты среды. 


И все же, почему он вошел в историю, как символ того, чем не был этот человек? Муки Цур, исследователь этой эпохи, рассказал как ему довелось побеседовать с одним из соратников Гордона, считавшим себя его учеником. "Я был учеником Гордона, но труды его я не читал!" с гордостью сказал ученик. Я был человеком труда, а Гордон писал для тех, кого нужно было убеждать в необходимости труда на земле".

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה