יום חמישי, 20 באוגוסט 2020

Возмездие

1947 год. Хайфа, бульвар Эль Истакляль. Суккот, 6 утра. Еще только прокричал муэдзин свою шахаду и евреи все еще молятся в своих синагогах. В полицейском департаменте уже собираются люди - служащие, охранники, офицеры. Остановился грузовик. Охранник, заметивший его, махнул рукой и прокричал на арабском: "Проезжай, здесь нельзя стоять!" Последнее что он увидел, это как с грузовика скатывается огромная бочка...
Это были дни наполненные неизвестностью будущего и напряжением. Судьба Палестины решалась в ООН. Простые британцы уже готовились вернуться на родину, начальство устраивало приемы для арабской знати. В Лондоне ломали голову как сохранить за собой нефтепровод, шедший из Ирака и Трансиорданию в хайфский порт. Еще пара месяцев назад отгремела история повешения террористов ЭЦЕЛЬ. В роще рядом с Натанией террористы повесили в отместку двух сержантов. Как не старались британцы, фотографии этих повешенных сержантов попали в Лондон и во все газеты. Престиж страны, империи, как половая тряпка, валялся на пороге и о него вытирали ноги все кому не лень - сионисты с их требованиями, оппозиция, журналюги. 

После захвата заложников стало невозможно посещать рестораны и клубы. Движение было возможно только на броневиках группой солдат. Британские учреждения и базы превратились в крепости. По периметру были разбросаны концентрины и расставлены надолбы. Евреи называли эти крепости Бевинградами, по имени ненавистного им министра иностранных дел Эрнста Бевина. То ли они собирались заморить британцев голодом держа в бокале,  то ли разрушить, не оставляя камня на камне,  но название это не предвещало ничего хорошего. 

Британия, истощенная в войне, теряла колонии и друзей. Сейчас, на Ближнем Востоке ее единственными друзьями были арабы. Но и арабы пристально следили за своим союзником. Здесь понимают только силу, и ее нужно было демонстрировать. И поэтому каждый корабль с нелегалами эвакуировался с особой жестокостью и бескомпромисностью. Борьба с террором была жесткой. Еврейские кварталы и поселки то и дело погружались в комендантский час. Обыски и облавы стали рутиной. "Исход из Европы 1947" отправлен вместе с его беженцами в Гамбург, в страну где их убивали. Корабль "Аф-Ал-Пи" ("Не смотря ни на что") и 434 беженцев - на Кипр. По сопротивлявшимся открыли огонь. Живой огонь по тем, кто еще недавно ждал своей очереди в газовую камеру. Один убит, куча раненых. Британия демонстрировала свою мощь. Пусть приблизятся эти террористы, что они смогут сделать? Получат пулю...

В Бней Браке, в заброшенном доме во всю шла работа. С первого взгляда - гараж, починка грузовика. Но если присмотреться... Гиди, он же Амихай Фаглин, непревзойденный виртуоз террора готовил британцам очередной кошмар. 500 килограммов взрывчатки были помещены в огромный цилиндр,напоминающий бочку. По сторонам были приделаны тракторные покрышки.  Бомба должна была скатиться с грузовика, проскочить надолбы и концентрину и взорваться у стены здания. Чтобы она не могла катиться в обратную сторону соорудили зубчатые колеса, которые должны были застопорить бомбу, если ее остановят. Кабина грузовика также бронировалась, а в грузовой части возвышалось устройство, с которого должна была скатиться бомба. Операция получила кодовое название Гамб-Аф. 

После того, как все было водружено на грузовик, водителя снабдили документами перевозки стиральной машины. 28 сентября 1947 года грузовик в сопровождении мотоциклиста и машины с двумя бойцами выехал в Хайфу. Они остановились на отдаленной стоянке. Наутро, в 5:30, выехали в сторону порта. В 6:00 грузовик остановился возле полицейского участка. Водитель нажал на рычаг и бочка покатилась. Он услышал, как охранник что-то прокричал ему на арабском, нажал на газ и скрылся в сторону площади Хамра (сегодня площадь Парижа). Там грузовик был брошен, а водитель и бойцы скрылись на легковой машине в сторону Тель Авива. 

Удар был сокрушительным - 11 убитых, 52 раненых. Нижние этажи пострадали больше всего. Но самое главное - британцы поняли, что даже в бевинградах они уязвимы. Британцы уже были готовы возводить стены высотой в 8 метров, но через два месяца ООН провозгласил об окончании мандата. Британцы стали собирать чемоданы. 

Фотографии из Википедии и архива Яд Бен Цви.


אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה