יום חמישי, 9 ביולי 2020

Амрам Блой

Нехама Давидсон.
"Иерусалимская смесь" (название популярного блюда в Израиле, в котором смешивают разные виды мяса и лука).
Раввин Амрам Блой умер 15 Тамуза в 1974 году. Он известен как один из основателей группы Натурей Карта и руководил ею долгие годы.
Раввин Амрам родился в Иерусалиме в 1894 году у Ицхака Шломо и Шины Эстер (Шейндл) Блой, дочери раввина Йешаягу Орнштейна и внучки раввина Моше Ривлина. Его братом был Моше Блой - один из лидеров Агудат Исраэль.
Он начал свою общественную деятельность в возрасте двадцати лет, еще в период Османской империи, будучи членом группы Раматаим Цофим, которая занималась выкупом земли в районе Наби Самуэль у арабов для создания ультраортодоксального еврейского поселения (идея создания земледельческих поселений принадлежала не только сионистам).
Блой решительно выступил против идеи создания государства для народа Израиля до пришествия Мессии - это считалось «восстанием в народах».
В 1935 году вместе с раввином Аароном Каценленбогеном и Лейбом Вайсфишем он ушел из Агудат Исраэль, из-за ее сотрудничества с сионистским движением, и основал группу "Хеврат Хаим" (общество жизни). В 1938 году группа выпустила прокламацию против фонда Кофер а-Ишув (фонд созданный для финансирования обороны еврейских поселений во время арабского восстания 1936-1939 гг.), которую подписала как «Натурей Карта», что переводится с арамейского как "Стражи города". С тех пор за ними закрепилось это название. Члены группы жили в Меа Шеарим.
Блой пытался убедить различных раввинов выступить против участия в работе Кнессета, по его мнению, религиозный сионизм был даже хуже, чем светский сионизм.
Флаг и другие символы государства были отвратительны для Амрама Блоя. День Независимости был (и остается) днем ​​поста и скорби в его глазах и в глазах "Эды" (Оригинальное название "Эда харедит" относится к представителям Старого Ишува не принявшим идею сионизма и основания государства. Люди "Эды" не считают за харедим тех, кто признает государство и пользуется его благами, даже если те одеваются во все черное и устрожают законы галахи).
Он отказался принять или воспользоваться услугами государственных служб и любых других сионистских организаций или учреждений, включая службы общественного здравоохранения. Он отказался брать государственные деньги для учебных учреждений "Эды" и дома престарелых, который он создал для бездомных пожилых людей с помощью благотворительных взносов и пожертвований.
Он не ел и не пил молочных изделий, произведенных на заводе Тнува, и покупал молоко в Гиват-Шауле непосредственно в небольшом коровнике, который там находился. Он даже не держал и не использовал «сионистские» деньги.
После освобождения Иерусалима в 1967 году он отказался идти в Старый город и все места, "оккупированные" солдатами ЦАХАЛ.
На двери его дома висел маленькая железная табличка, которая определяла его
"Еврей не сионист"
Идеи группы он публиковал в пашкавилях - настенных объявлених, которые и сегодня висят на стенах квартала. В Иерусалиме (частично в шутку) говорят что пашкавили удерживают стены здания от обрушения. Также он проявил себя в демонстрациях и организации беспорядков и бойкотов.
В 1960-х годах Блой прославился благодаря протестам, которые он организовал против осквернения субботы, наиболее известным из которых является протест против кинотеатра Эдисон, который находится на улице Йешаягу недалеко от Меа Шеарим (По иронии судьбы здание кинотеатра потом было продано хасидам Сатмара и названо в честь раввина Йоэля Тейтельбаума).
В процессе бурных демонстраций и нарушения общественного порядка он был неоднократно арестован израильской полицией, осужден за беспорядки и даже приговорен к тюремному заключению.
В одном из случаев, когда он был заключен в тюрьму, должна была состояться свадьба его сына. Тюремная служба согласилась разрешить ему присутствовать на свадьбе, при условии, что он согласился подписать документ с обещанием вернуться в тюрьму, но раввин Амрам отказался подписать на том основании, что подписание полицейского документа даст признание легитимности сионистского правительства. В результате он остался в тюрьме и не посетил свадьбы.
Амрам был женат на Гинде Вебер, сестре раввина Моше Вебера. У пары было десять детей, четыре сына и шесть дочерей. Гинда умерла в 1963 году.
В 1964 году раввин Амрам познакомился с Рут Бен Давид, прошедшей гиюр репатриантке из Франции Мадлен Фере, которая была известна своей причастностью к похищению Йоселе Шумахера.
Рут участвовала во французском подполье Маки́ во время Второй мировой войны. В начале 1950-х годов она со своим 10-летним сыном обратились в иудаизм.
Намерение Амрама Блави жениться на ней вызвало общественный резонанс среди Натурей Карта и "Эды" из-за того, что его невеста - бывшая католичка заметно моложе (разница в 25 лет). Военная служба ее сына после первого брака в Армии Обороны Израиля не добавляла ему чести в глазах его учеников и детей, которые старались воспрепятствовать этому разными путями.
Раввины "Эды" выступили против вступления в брак на том основании, что лидеру на его посту не подобало жениться на "новообращенной" и они угрожали ему бойкотом и изгнанием из общины. Но рабби Амрам не сдался! Он переехал в Бней Брак и, несмотря на давление, он женился на Рут.
После примерно года проживания в Бней-Браке был достигнут компромисс с общиной, и раввин Амрам и Рут вернулись и поселились в венгерских домах в Меа Шеарим.
Однако, несмотря на его возвращение, его статус не был восстановлен, история с его вторым браком подорвала его авторитет.
Он умер 15 Тамуза в 5744 году и был похоронен на кладбище Гиват Шауль, рядом со своей первой женой и второй женой Рут.
Несмотря на свою ревностность и бескомпромиссность, раввин Амрам искренне любил людей, которые не соответствовали его мнению, даже полицейские, которые противостояли ему во время демонстраций, в конце концов были удостоены чести.
Факт его брака с Рут Бен Давид доказал его открытость.
Его дом был широко открыт для всех, кто хотел посетить и покритиковать (на иврите эти оба слова пишутся одинаково), он даже принимал солдат и офицеров и всех, кто хотел понять идеологию, которая его мотивировала.
Для меня рабби Амрам был дедушкой во всем, хотя он был только мужем моей бабушки.
Будучи детьми, мы провели много суббот в Меа Шеарим в их доме. Я хорошо помню, как рабби Амрам возвращался из синагоги в субботу вечером, в иерусалимском штреймле (головной убор из меха), одетый в черно-золотую полосатую одежду, его длинная белая борода с улыбающимся и лицом исполненным честью и добротой.
Его сыновья и внуки приходили к нему домой, поприветствовать его в субботу, а он засовывал руки в карманы и угощал их горстью орехов, к которым прилипли разноцветные засахаренные мармеладки.
Когда я думаю об этом сегодня, я вижу, что это очень символично для его многогранной личности, в которой уживались и замкнутость и открытость, твердость и нежность.
.Смесь вкусов в стиле Иерусалима ... редкость

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה