יום שישי, 26 ביוני 2020

Дом в пустыне Бэйт а-Арава

Маленький дом в пустыне... Между Красным и Мертвым морями простирается долина Арава. Арава часть тектонического разлома, образовавшего 5 миллионов лет назад наш пейзаж - с одной стороны гранитный массив Моав, а с другой Иудейские и Самарийские горы. Потоки воды хлынули в расщелину, образовавшуюся за поднявимся над морем хребтом горы Кармель и образовали Кинерет, Мертвое и Красные моря. Постепенно уровень воды спал и новый ландшафт стал нашей реальностью. Река Иордан соединяет Кинерет и Мертвое море. Долины солончака простираются вдоль Иордана и продолжают свой путь к Красному морю. Пустыня.
В 1929 году, недалеко от Иерихона на берегу Мертвого моря возникает завод по добыче и производству Калийной соли. Сегодня трудно назвать отрасль или промышленность где не используется калий. Через какое-то время строится его южный филиал в Сдоме. Управлял заводами Моисей Новомейский, который еще в 1911 году раскрыл потенциал богатств Мертвого моря и основал компанию.
Первоначально рабочих на завод доставляли на автобусах и грузовиках из Иерусалима. В 1934-м году возникает первый квартал, где живут рабочие завода. А в 1939 поднимается кибуц. Кибуц берет себе имя Бэйт а-Арава и пустыня превращается в сад. Закладка краеугольного камня происходит 11 Адара - в этот день 19 лет назад пал Тель Хай. Среди основателей - Йегуда Копелевич(Альмог), соратник Иосифа Трумпельдора и один из основателей Батальона Труда. Бенцион Исраэли, один из основателей кибуца Кинерет, назвал кибуцы Бэйт а-Арава и Кинерет двумя крайними бусинками в ожерелье поселений, которые украсят Иорданскую долину.
Кибуцники используют пресную воду, которую получают после того как из нее получили калий для промывки почвы и снижения уровня в ней солей - так солончак за пару лет промыки превратили в плодородные земли.
В Иорданской долине появляются посадки манго, бассейны для разведения рыбы, а главное - начинается жизнь. Молодые люди наполняют долину не только, как работники на заводе, но и как создатели вполне себе успешного предприятия. Не только люди - утки и лысухи осваивают новые земли и новые... озера. Уток так много, что даже британцы прибывают сюда по воскресеньям на охоту.
Решение создать кибуц на солончаке рядом с плодородными землями Иерихона пришло с целью показать пример как можно превратить пустыню в цветущий сад и завоевать уважение своих соседей - арабов. Целью было не противостояние а сосуществование и взаимопомощь. Кибуцники действительно пользовались уважением местных жителей, завязались дружеские отношения и даже в разгар войны за Независимость кибуцники продолжали без опаски посещать иерихонский рынок.
Муся Лангоцкий, отвечающий за флот буксиров, иногда выделял для членов Бэйт а-Арава корабль для прогулок по Мертвому морю.
Изолированный и отдаленный от глаз британцев кибуц послужил ,базой для обучения Пальмаха. Огнестрельное оружие и боеприпасы были ввезены контрабандой, чего в те годы очень не хватало для оборонительных сил евреев. Члены Бэйт а-Арава помогали Пальмаху в контрабандных перевозках еврейских иммигрантов из Ирака, Персии и других арабских стран, которые пересекали Иорданию недалеко от кибуца.
Для охраны завода правительство предоставило автомобиль и оружие, которое также использовалось для операций Пальмаха. 17 июня 1946 года взвод под командованием Хаима Барлева вышел на операцию «Ночь мостов». Цель: взорвать соседний мост Алленби. Это была сложная операция, и в конце отряд должен был спрятать оружие в кувшины с водой и покинуть этот район без следа.
Особый статус заводов Мертвого моря, которые принадлежали британской компании и акционерам в Америке и Голландии обязали британцев до середины апреля сопровождать и конвоировать караваны, шедшие от Мертвого моря в Иерусалим. Это использовалось и руководством будущего еврейского государства, отправлявшего провизию и оружие для Иерусалима самолетами к Мертвому морю, что ослабило тяжесть блокады еврейского Иерусалима.
После создания государства, король Иордании Абдалла был готов оставить кибуц на земле Иордании, при условии, что те сдадут оружие, так как был заинтересован в продолжении работы завода. Но командиры Хаганы решили иначе. В ночь на 20 мая 1948-го года, предварительно повредив машины завода, подожгли свои жилища и на 17 судах покинули Бэйт а-Арава и северный завод на Мертвом море и отправились в Сдом, где находился южный завод. Бэйт а-Арава был сдан без боя, но его защитники отстояли границы южной части Мертвого моря и определили границу севернее кибуца Эйн Геди.

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה