יום ראשון, 29 במרץ 2020

Хасиды с горы

Один из самых известых религиозных дворов в Израиле называют гурскими хасидами. Они известны своим строгим уставом, их яркий представитель - Лицман сегодня министр здравоохранения, первый министр среди ультроортодоксальной общины. Название "гурские" ивритизировано. Нет такого места ни в Польше, ни на территории Украины или Белоруссии с названием "Гур". А история начиналась так:
Основателем двора был рав Ицхак Меир Алтер, сам, наследник династии раввинов и гаонов, он отличался уже в детстве познаниями в Торе и неординарным мышлением и уже тогда собрал вокруг себя группу единомышленников и сподвижников. Он написал книгу "Обновления раввина Ицхака Меира". В иврите принято сокращать имя раввина и название звучит на иврите как "Хидушей Хари"м (Хараби Ицхак Меир)". Ребе женился на дочери варшавского богача Моше Халфана Фейге. И тесть пригласил его в Варшаву и обязался обеспечивать его во всех потребностях. Число приверженцев и учеников его росло и ребе решил перевести двор в скромное и уединенное место, подальше от городской суеты. Он выбрал Го́ру Калаварью, маленький городок южнее Варшавы и построил там Бэйс-Мидраш (йешиву, высшее религиозное учебное заведение). Так появились горские хасиды. (не путать с горскими евреями).
Здание Мидраша сегодня. После войны здесь был склад мебели, сейчас выкуплен гурскими хасидами. 
После его смерти его место занял его внук, известный своей книгой "Сфат Емес". Так сегодня называется улица в Иерусалиме, в квартале Махане Йегуда (сегодня Макор Барух), где решил построить йешиву его наследник Авраам Мордехай. Авраам Мордехай был впечатлен и вдохновлен декларацией Бальфура, в 1921 году он впервые посещает Иерусалим и встречается в нем с самыми важными людьми того времени - с Гербертом Самуэлем, с равом Авраамом Ицхаком Куком и с равом Зоненфельдом. В скором времени были выкуплены земельные участки и хасиды из Горы стали обосновываться в Иерусалиме, а потом и в Тель Авиве. Сам Авраам Мордехай еще 4 раза посещал святую землю, но всегда возвращался в Гору, к своим ученикам и своей общине. Он тоже написал книгу и его, как и его отца называли по его произведению - "Имрей Эмес" - "Слова правды".
Разразилась война и над ребе нависла смертельная опасность. Нацисты проявляли к нему, как к лидеру движения, которое уже охватило не только Польшу, но и страны Европы, палестину и Америку особый интерес. его перевезли в Варшаву и под вымышленным именем переводили из квартиры в квартиру. Кто-то сумел передать весточку в Америку и там хасиды перевернули горы. Они задействовали всех кого было можно - сенаторов, бизнесменов, адвокатов, посланников из самых разных стран и они сумели. За большой выкуп достали 11 паспортов и итальянских виз, и раби вместе с его женой, тремя сыновьями, тремя зятьями и с одним внуком, который осиротел (его отца убило в бомбежке) и еще пара человек были спасены. В Варшаве остались его старший сын, дочери, невестки и десятки внуков.
Хотя его отъезд держали в секрете, провожать его на вокзал пришли тысячи человек. 3 мая 1940-го года он прибыл в Хайфу. Здесь, в Эрец Исраэль пришлось узнать ему самую страшную весть - в Европе уничтожали евреев. Узнали об этом только в 1942-м, после обмена темплеров на евреев - граждан Палестины из Польши. Британцы обратились к Хагане, чтобы те допросили обмененных евреев на случай если те завербованы германской разведкой. Когда начался допрос женщина забилась в истерике - "Нас там убивают! Всех! Уничтожают в печах!" Еврейское население Эрец Исраэль охватил ужас. Рав Авраам Мордехай организовывает "митинг взывания". С амвона "Хурвы", главной ашкеназской синагоги в старом городе в Иерусалиме, он взывает к посту, молитве: "Нужно пробудить милость небес, нужно окрепнуть самим, нужно надеяться что Господь пошлет им спасение".
Рав Авраам Мордехай в Хурве
Последущие 6 лет не жаловали старца. Он часто болел и страдал. В 1948 году шла война. Иерусалим был в блокаде и подвергался нескончаемым бомбардировкам. Люди прощались друг с другом, когда шли за водой или за хлебом. Еврейские кварталы обстреливались из пушек с Масличной горы и Наби Самуэль и дома разрушались. С верхних этажей перебирались в нижние, и семья ребе тоже спустилась вниз. Наступил праздник Шавуот, но на праздник это похоже не было. Больной ребе и его хасиды сидели и молились о спасении как будто это не Шавуот, а 9 аба. И вот ребе сказал: "Мне пора наверх, меня ждут".
Йорцайт (поминки ребе) 1949 г.
Хасиды стали читать псалмы, ситуация становилась все хуже и хуже и вдруг - стук в дверь. Ребе скончался. Было решено похоронить рава Авраама Мордехая на Масличной горе. Но как? Идет война, нет перемирия, из дома выходить опасно. Обратились к Красному Кресту, но ответа нет. Неделю покойный лежал в доме. И наконец его старший сын Исраэль решил: "Похороним во дворе". Высекли могилу в скале и там похоронили рава Авраама Мордехая. Его дети продолжили возглавлять движеие хасидов. Сначала Исраэль, потом Симха Боним, потом Пинхас Менахем. В 1996 году умер его младший сын, пробыв на посту всего 4 года. Он был похоронен рядом с отцом.
Могилы реб Авраама Мордехая и реб Пинхаса Менахема сегодня.
Один из наследников реб Авраама Мордехая, Йосеф Арье Алтер по памяти воссоздал фасад Мидраша в Горе, как памятник славному ребе и его жизни.

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה