יום שישי, 17 באוגוסט 2018

Брахе Фульд - человеку и параходу

Помните Маяковского: "Теодору Нетте – человеку и пароходу". Нетте, красный латышский стрелок, политрук батальона и член трибунала в Елгаве в правительстве Стучки в 1919 году, был другом Маяковского. Он героически погиб на своем посту в 1926-м, и Маяковский, лично знакомый с ним, написал стихи в его память. В дальнейшем еще два корабля носили его имя.

Эта история о девочке из еврейской немецкой семьи. Ее звали Барбара, дочь патриота, офицера Рейхсвера, героя Большой войны, так в те времена называли первую мировую войну. Ее отец, Лютер Фульд, верил в Германию и ее величие. И все же, поддавшись уговорам жены, отправил свою старшую дочь в штаты, на учебу, пока это безумие, так он отзывался о Гитлере, не кончится. Потом уехала в Англию и его жена Лотта. 10 ноября 1938 года, служанка в доме позвала к себе Барбару, ей было тогда 12 лет, собрала ей чемодан. "Твой отец скончался от сердечного приступа", сообщила служанка Барбаре. Она вручила ей билет на ближайший пароход и отправила к маме. На самом деле ее отец принял цианид после "Хрустальной ночи". Он понял, что Германия изменилась.
Лютер Фульд с дочерьми
Сначала ее мать, а потом и сама Барбара получили сертификаты – разрешение поселиться в Эрец Исраэль, дорогое удовольствие в те времена, очень скоро их ограничили до полторы тысячи в год. Барбара поселилась в Тель Авиве. Друзья звали ее Бебс, она была очень популярной. Она была красивой, спортивной и целеустремленной. Вы наверняка видели ее в старых черно-белых фильмах о Пальмахе(ударные отряды Хаганы). Она, ее лицо, ее тело, были всегда в центре. Там, в Пальмахе, в Кирьят Анавим, где познакомилась с Гидеоном Пели, "Джонни". Тогда ее уже звали Браха.
Джонни с товарищами отправился  на учения в пустыню и был пойман британцами. Суд приговорил его к семи годам заключения.  В Иерусалиме, в тюрьме в Мариинском подворье, которое подпольщики прозвали Бевинградом, по имени министра иностранных дел Великобритании, он дожидался отправки в Акко. "Я приду навестить тебя во вторник", сообщила ему Браха в записке.

Корабль "Орд Вингейт" вышел из Италии в ночь, бушевала буря, на его борту было 250 человек. Все они, бывшие узники концлагерей, стремились попасть на землю обетованную. Британцы, лейбористское правительство ужесточило политику в отношении евреев в Эрец Исраэль и не пускало евреев, беженцев, лишившихся всего в Европе в подмандатную колонию. Де-факто, уже в 1939-м году они отменили Декларацию Бальфура, решив максимально ограничить репатриацию с целью создания арабского государства. "Орд Вингейт" приближался к берегам Тель Авива.
Перехват корабля Орд Вингейт
Хагана и Пальмах готовили впечатляющую операцию, семь тысяч человек были мобилизованы, двести бойцов были отведены в Шай(Служба сообщений, предшественник Службы общей Безопасности, Шабака), чтобы следить, чтобы англичане или "отщепенцы" не пронюхали их планов. Были созданы несколько форпостов, в час прибытия корабля (в 10 вечера) все жители должны были выйти на улицы, чтобы беженцы, сойдя на берег, могли бы быстро смешаться с толпой. Эта ночь должна была войти в историю как "ночь Вингейта".

Позиция отряда Брахи Фульд находилась на самой границе Тель Авива, напротив базы британцев в Сароне, опустевшей немецкой колонии. На углу улиц Марморек и Йегуда Халеви. Тогда там стоял одноэтажный дом с балконом, окруженный зеленью. Балкон был во внутреннем дворике и достаточно защищен и скрыт. Он сразу понравился Брахе, и она решила сделать его головным укреплением. В распоряжении ее отряда было два пистолета и один стэн (британский автомат), она командовала тремя бойцами.
Угол Марморек и Йегуда Халеви сегодня
Корабль был перехвачен, радист, находившийся на корабле, выбросил рацию прежде, чем передал сообщение, чтобы не попасть в тюрьму, бойцы прождали на позициях до 11 часов и разошлись по домам, поняв, что ничего не произойдет. Браха на своей позиции ждала приказа.  
В это время сержант Флауэр заметил подозрительное движение в районе дома на углу Марморек и приказал завести броневик. На броневике он обогнул позицию Брахи, сошел с броневика и подошел вплотную к бойцам. Увидев у них оружие, он выхватил револьвер. Один из бойцов тоже. Оба выстрелили, но оба револьвера дали осечку. Флауэр побежал в броневик. Он приказал отрыть по балкону пулеметный огонь. Бойцы отстреливались. В какой-то момент стало тихо. Браха, которая пряталась в это время на балконе со стэном, выпрямилась и пустила очередь в броневик, который тем временем приблизился к балкону на расстояние в полтора метра. Но пулеметчик был защищен и ответил очередью. Браха рухнула на руки одного из бойцов. Снова наступила тишина. Пальмахники поднялись и вышли из своих укрытий с поднятыми руками.

Браха Фульд была еще жива, но британцы не оказывали ей никакой помощи в течение трех драгоценных для жизни часов. После того как она умерла, британские власти запретили ее похороны, опасаясь, что они перерастут в демонстрацию. Но, тем не менее, Хагана сообщила дату, и на кладбище Нахалат Ицхак собралось несколько тысяч человек. В этот день Джонни ждал ее визита. Через два дня, перебирая на кухне овощи, наткнулся на газету с фотографией Брахи в черной рамке.
"Я пала, защищая репатриацию"

Браха стала героем. Ее имя было на устах, на плакатах. Браха Фульд призывала к борьбе. И ее именем назвали корабль. Он пришел к берегу Эрец Исраэль, и на его борту 996 беженцев. Англичане перехватили и этот корабль и отправили его на Кипр. 
Браха Фульд
Пассажиры корабля Браха Фульд

Натан Альтерман написал об этом в своих стихах:

Она вернулась из моря
к родным берегам,
и британцы за ней по пятам.
Она словно сыграла там роль корабля,
жизнь которому отдала.

Джонни был освобожден в 1947-м, он погиб в бою за Кастель. Он похоронен в Кирьят Анавим.

אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה