יום שני, 14 בספטמבר 2015

Пять копеек о богоизбранности.


Евреи богоизбранный народ. Каждый еврей или человек, когда-либо интересовавшийся еврейской историей слышал эти слова. Отношение к ним разное. Евреи, родившиеся в Израиле, каждый по мере своей религиозности, поразному относятся к ним. Нерелигиозные люди считают это мифом, созданным по непонятной причине и мешающим нашим отношениям с другими народами. Некоторые видят в этом проклятье. Как правило и те, и другие считают это древним признаком заносчивости, за которую наш народ на протяжение двух тысяч лет платит горькую цену.  Религиозные люди видят в этом благословение и как доказательство тому мы существуем на протяжении более трех тысячелетий. Что же такое богоизбранность, как мы ее достигли, и мы ли одни в этом мире избраны богом?

Сразу хочу сказать. Мы не одни. По тем или иным причинам избранными себя считают и представители других религий. Например, мусульмане считают, что евреи были лишены своего благословения за заносчивость (опять!) и оно было передано им, великой мусульманской умме (нации). Мусульмане разделились на суннитов (ортодоксальных мусульман) и шиитов (фракции), но умма продолжала существовать и существует по сей день, в немного аморфном виде. Буддисты и бахаисты так же считают, что избраны и у них особое предназначение. Наиболее близкие нам по духу соседи и соотечественники друзы между собой называют себя не иначе как избранными, или предназначенными – Муахиддун. Они не пускают к себе инородцев, женятся между собой, секреты их религии может постичь только рожденный муахиддун. Друзы как религия и богоизбранный народ были основаны шиитским халифом Эль Хакимом на заре второго тысячелетия. Эль Хаким, видевший себя пророком и мессией, даже разрушил сакральную пещеру в Храме гроба Господнего, дабы доказать силу своей религии и правильность ее пути.

Халиф Аль Хаким, 996-1021 гг.


Богоизбранных объединяет одно – монотеизм. И друзы считают себя самыми первыми монотеистами, последователями и потомками (через Исмаила) нашего праотца Авраама. Жрец Итро, наставник и тесть нашего пророка Моисея считается у них одним из святых, насаждавших монотеизм. Можно сказать, что образовавшись относительно недавно как народ и религия, друзы считают нас своими младшими двоюродными братьями.

Сирийские друзы


Христиане тоже монотеисты. Больше того, они говорят, что их религия пришла заменить иудаизм. Родившись как иудейская секта, выдвигающая идеи персональной ответственности (в иудаизме ответственность коллективная), индивидуализма и отмены законов, они шли в разрез с ценностями иудаизма и наносили вред Идее. Христиане даже заслужили девятнадцатое благословение (проклятие) в центральной иудейской молитве "Восемнадцать благословений. " "Не будет надежды у еретиков", говорится в ней. После определения христианства как государственной религии и начала преследования иудеев слово "еретик" в этой молитве было заменено на "доносчик". Являясь религией универсальной, христиане не могут определить избранность того или иного народа. Они оставили это иудеям в их Ветхом завете.


Идея богоизбранности не появилась вместе с появлением иудаизма как закона для сынов Израиля. Когда Моисей формулировал регламент проведения обрядов и строительства ковчега для скрижалей, когда определялось сословие священнослужителей, евреи были народом, у которого была своя религия и единый бог. Кредо этого закона, этой религии – коллективная ответственность: один за всех и все за одного. "Слушай Израиль! Господь Бог наш, Господь един!" Можно назвать это формулой иудаизма. Весь народ стоит перед единым богом.

Получение Скрижалей Завета. Рембрант


Песни прославляют героев и укрепляют сердца будущих героев. Молитвы славят Всевышнего и укрепляют сердце народа. Самой древней молитвой после "Шма" (Слушай Израиль) считается молитва "Алейну Лешабеах"(Нам славить). Ее появление относят к временам Иисуса Навина, когда тот повел израильские племена на завоевание земли обетованной. Молитва состоит из двух частей – в первой воздается слава Господу и благодарность за то, что мы были избраны им служить Ему, не как другие народы, служащие пустым идолам, не ведущим к искуплению. Во второй его части выражается надежда, что все народы мира узнают его величие и примут его как своего Б-га. Идолы будут выкорчеваны, и единый бог будет царствовать во всем мире. "В этот день будет единый Б-г и Его имя едино!"

Иисус Навин переходит Иордан. Бенджамин Вест.


Тут нужно понять исторические реальности. Религия и законы в древние времена занимали центральное значение не только на уровне управления народами, но и на уровне семейной ячейки. В раскопанном городе Арад в каждом доме были найдены опрокинутые постаменты для жертвоприношений. Арад был первым городом, уничтоженным племенем Йегуда. Опрокинутые жертвенники говорят о религиозном характере захватчиков. Евреи шли захватывать Ханаан неся впереди ковчег со скрижалями завета.

Однако, после того как были покорены местные царства, евреи поселились в своих наделах и началось их мирное сосуществование с теми, кто был покорен совсем недавно. Культовый плюрализм язычников подразумевал, что каждый бог отвечал за свое определенное природное явление. Например, Шемеш отвечал за солнце и жару. Ям за поведение моря и наличие рыбы. Аштарта – за плодородие. Причем приносила она плоды после того как ее удостаивал орошением Баал – царь дождя. Так получилось, что у язычников, живущих на центральном ханаанском хребте Баал был самым главным – без него Аштарта не давала плоды. Молох был богом деторождения. Ему приносили в жертву первенца, дабы он одарил семью большим наследством. Обряды Молоха отмечены в Танахе в долине Гай Бен Йином, благодаря этому давшее миру выражение геенна огненная.

.Жертвоприношение Молоху


 Мирное сосуществование предполагало не только обмен товарами, но и культами. Евреи приносили дары Баалю, чтобы он чаще орошал Аштарту, а язычники приносили дары грозному еврейскому богу Яхве, дабы он их не трогал. Так, например, Книга Судей рассказывает нам о Гидеоне, которому дали имя Йерубааль – убоявшийся Баала. Гидеон приходит к истине, к единому богу и разрушает жертвенник Баалу. Лишь после этого Гидеон ведет свое войско против медианитов и побеждает их именем Господа.

Гидеон выбирает 300 воинов.


Синкретизм, или культовое сосуществование продолжалось на протяжении веков, даже когда уже существовал Великий Храм. Известно, что царь Соломон позволял своим женам устраивать жертвенники на Масличной горе богам своих народов. В семидесятые годы была обнаружена иудейская крепость в районе Эйн Хацева, при раскопках были найдены разбитые жертвенники, датированные седьмым-шестым веками до нашей эры. Языческий жертвенник не только действовал в непосредственной близости от иудейской крепости, но и пользовался ее покровительством и защитой. 

Культовые принадлежности Эдумеев, найденные в Эйн Хацева.


Так же вовсю работают еврейские жертвенники по всей земле Израиля – от святого города Дан и до самых южных границ. Каждый из них работает по своему регламенту, левиты сами придумывают церемонии и определяют, какое количество мяса он заберут при принесении в жертву. 

.Жертвоприношение


После падения Израильского царства перед Ассирийской империей и рассеяния десяти колен в изгнании, Цари Хизкиягу и Йошиягу проводят религиозные реформы. Цель – сосредоточить жертвоприношения в Иерусалиме, в Великом Храме, упорядочить регламент и положить конец самоуправству левитов. Именно этот шаг в дальнейшем подвигнет ведущие силы нации к определению избранности.

.Царь Соломон возносит жертву в Храме


Оказавшись в Вавилонском изгнании после неудачного восстания и тотального разрушения Иерусалима, евреи впервые оказались перед угрозой ассимиляции и уничтожения. Ведь принятые ограничения на жертвоприношения только в Иерусалимском Храме никто отменить не посмел. А если нет религиозного ритуала – нет объединяющей нацию культуры, нет народа. Судьба десяти племен, растворенных и рассеянных среди язычников страшило колено Йегуды. Теперь им предстоял выбор: либо покориться чужим богам, оказавшимся сильнее еврейского бога и постепенно исчезнуть, либо мобилизовать все силы, проявить жесткую самодисциплину, во имя идеи – во имя сохранения себя как народа, служащего единому Б-гу.

.Тиссо. Вавилонское пленение


Вопрос первичности и вторичности идеи, движущей силы общества, не раз занимал умы ярких мыслителей. Кто кого выбирает? Мы выбираем идею и можем ее изменить, или Идея выбирает нас. Идея вечна. Она жила до нашего появления (вспомните друзов), и возродится после нашей смерти. Идея лишь тогда чего-либо стоит, если ради нее готовы пожертвовать жизнью. Слова Трумпельдора "Хорошо умереть за свою Родину!" были началом пути к новому еврейскому государству. И тогда это уже перестает быть нашим выбором. Мы становимся избранными Идеей. Мы становимся "избранным народом".
Как сохранить законы и народ, не нарушая запрета на ограничение жертвоприношения в Иерусалиме – центрального культа иудаизма? Именно здесь появляется идея просвещения – изучение великих книг – столетиями сформированной структурой ТАНАХа. Чтобы облегчить обучение изменяется алфавит: клинопись заменяется алфавитом арамейским, принятым в Вавилонии. Определяется регламент обучения: с 5 лет – Тора. С 13-ти – Заповеди. С 17-ти – законы. Обучение происходит в домах собраний – батей-кнессет. Народ Израиля становится народом Книги.
.Откровение сухих костей Иезекииля

Поэт еврейского возрождения в вавилонском изгнании пророк Иезекииль сформулировал принципы этой избранности:
И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.  И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.  Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. (Книга Иезикииля, 36, 26-28)

Верность Единому Б-гу невозможна без мартирианства. И так в книге Даниила уже рассказывается о первых мортирах, Азарие, Мишаеле и Ханание, прошедших через огненную печь Навуходоносора, и спасшихся в силу своей веры. Как Трумпельдор для строителей нового государства Азария, Мишаэль и Ханания стали символами готовности отдать жизнь за веру. Пройдет тысяча лет, и мудрецы, составляющие Талмуд приравняют их к основателям иудаизма. "Сыны Израиля вышли из Египта благодаря Ханании, Мишаэлю и Азарии".  

.Мозаика древней синагоги в Эйн-Геди, здесь упоминается о Ханании, Азарии и Мишаэле


Идея избранности спасет наш народ, уже вернувшийся в Иерусалим из изгнания, от неизбежной ассимиляции с помощью Эзры-книжника и персидского сатрапа Нехемии. Именно они мобилизуют народ в Иудее, Нехемия построит стены вокруг Иерусалима. Но не для защиты города от разбойников, а для закрытия города в субботний день, во имя соблюдения заповедей. Так же Эзра потребует у иудеев, женившихся на местных женщинах изгнать своих домочадцев.

.Эзра объявляет закон. Юлиус Шнор


Именно Эзра определяет, что иудей может родиться только у матери иудейки. Это не было шагом в сторону феминизма. Это была ловушка. В патриархальную эпоху, дочь, ушедшая в дом иноверца принимала его веру и обычаи. Ее дети так же становились иноверцами и продолжали путь своих отцов.  Определение общества, будет ли сын его членом, если его мать пришла из дома сына другого племени – это было новшеством. Это закрыло двери в Дом Израиля. Теперь иудеи – это религия. И раса.
Наша избранность, наше стремление соблюдать и хранить обычаи наших предков побуждают нас вести определенный образ жизни, в определенном, автономном обществе, которое мы себе создаем. Будучи побежденным народом, находясь в изгнании, мы искали покровительства у местных королей и баронов не как отдельные люди, а как община, желающая сохранить свой образ жизни согласно заповедям Божиим. И каждый день мы молились в сторону Иерусалима, где будет восстановлен Великий Храм и куда мы вернемся.

.Иудеи празднуют Суккот (Кущи), Бернар Пикар


Именно так мы противопоставили себя окружающим нас безграмотным и страшащимся любого непонятного окружающим нас народам, подстрекаемых церковью. Мы, распявшие сына божьего, говорящие на многих языках, умеющие читать и писать, разделяющие мясное от молочного, совершающие омовения. Мы стали подозрительными и незнакомыми. Имея обширные семейные связи, мы развивали торговлю. Будучи зависимы от воли властей мы были уязвимы. Церковь сжимала вокруг нас железное кольцо юдофобии. По призыву главы католической церкви папы Урбана очистить Храм Гроба Господня тысячи поднялись прежде всего свести счеты с иудеями. И тогда, как уже две тысячи лет назад, когда еврейские племена шли на войну неся впереди Ковчег Завета, прозвучала молитва "Алейну Лешабеах". 

.Преследования Инквизиции


Злые язычники, окружившие статую распятого бога идолами, которых они называли святыми, ждали нашей смерти. Мы шли на войну – смерть от меча или вероотступничество и предательство, позор навеки. Волна за волной, в течение следующего тысячелетия враг снова и снова пытался нас уничтожить. Но прошли века, и зазвучала новая песня.
Не слушай, сын, отца морали,
не внемли матери заветам,
Заветы руки нам сковали,
мораль отца не даст ответа.
Грядет гроза, гроза весны,
услышьте, что поют сыны!

.Плакат Хашомер Хацаир


Сегодняшнее государство Израиль не воплощение чаяний многих веков. Мы еще не построили Великий Храм. И пророчество сухих костей Иезикииля еще не сбылось. Но оно сбудется. Мы это знаем, потому, что мы народ, избранный Господом.




אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה