Одно из любимых мест для израильского туриста это бирманская дорога в иерусалимских горах. Чтобы попасть туда нужно по дороге в Иерусалим повернуть на выезде Шореш направо и дальше по указателям - там вас ждет тропа со странным названием - Дерех Бурма, бирманская дорога.
В 1937 году шла японо-китайская война, в которой японцы фактически оккупировали Китай. Но армия Чан Кай Ши продолжала сражаться, оторванная от всего мира. И тогда было решено построить дорогу из Бирмы (сегодня Мьянмар), тогда британской колонией к частям армии Чан Кай Ши. 200 тысяч китайцев были пригнаны на строительство этой дороги, которая в конечном итоге спасла армию и борьбу с империей.
строительство дороги в Мьянмар |
В 1948 году в Иерусалиме были отчаянные бои. Город был фактически отрезан от остального йешува и находился в блокаде. В первые месяцы войны еврейские караваны с провизией охраняли британцы. Но они не позволяли поставки оружия и боеприпасов, которых так не хватало в то время как противник получал от тех же британцев и арабского легиона стрелковое оружие, пулеметы, броневики с пушками, гранатометы и противотанковое вооружение. Противник пользовался абсолютным превосходством в вооружении в этих боях.
В марте 1948-го британцы прекратили конвоирование и мы стали терять караваны. Тогда силы Пальмаха провели операцию Нахшон, в результате которой караван в 200 грузовиков поднялся в Иерусалим. Нахшон очистил два отрезка дороги - от кибуца Хульда до Латруна, и от Шаар а-Гай (Баб эль Вад) до Иерусалима. В Латруне стояли британцы и они контролировали дорогу из Латруна до Шаар а-Гай. Опять же они обыскивали караваны и поставка оружия и боеприпасов не представлялась возможной. Наши бойцы сражались проявляя неимоверный героизм экономя каждый патрон под смертельным шквалом огня противника. Поствки боеприпасов осуществлялись с помощью маленьких устаревших сомолетов, способных перевезти до 100 килограмм груза.
После ухода британцев в Латрун вошли силы арабского легиона и дорога была полностью отрезана. Над Иерусалимом нависла реальная угроза. Все наши усилия выбить арабов из Латруна и освободить дорогу были неудачными и стоили нам тяжелых потерь. Однако в процессе боев была найдена тропа, ведущая от южных хребтов Латруна, не занятых легионом в сторону Хартува (сегодня Нахам, мошав рядом с Бейт Шемешом). На южном хребте были арабские деревни Бейт-Джиз и Бейт-Сусин, занятые нашими силами, и в результате легион был лишен возможности помешать нам воспользоваться этой дорогой.
Поставка горючего по уже подготовленной дороге. Можно увидеть перевернутые машины в стороне |
Дорога эта не подходила не то что для грузовиков, даже джип по ней мог проехать с трудом. Она была узкой и скалистой, а земля между скалами была рыхлой. И уже 30 мая был послан бульдозер и начал работу.
броневик охраняет работу бульдозера |
1 июня на каждую винтовку в Иерусалиме оставалось 40 патронов. Тогда было решено воспользоваться этой дорогой, готова она или нет. В ночь с 3-го по 4-е июня 200 грузчиков прибыли из Тель Авива и столько же из Иерусалима к подступам этой тропы и на своих плечах и на ослах они переносили продовольствие, медикаменты, боеприпасы, оружие. Легионеры в Латруне, зная о происходящем открыли артилерийский огонь, но он был в слепую и никто не пострадал. Так продолжалось из ночи в ночь, хотя дорогу пришлось удлинить из-за того, что огонь легиона стал более эффективным. Из Иерусалима были посланы добровольцы для расчистки дороги. Пожилые люди порой впервые держали в руках кирки и лопаты. Из Хайфы прибыло отделение инженерных войск. Как древний тоннель Хизкиягу, спасший Иерусалим от осады Саргона в 8 веке до христианской эры, бирманская дорога пробивалась с двух ее концов. 14 июня прошел первый грузовик в Иерусалим.
Их руками был проложен путь |
грузчики переносят продовольствие и оружие |
Первый караван |
אין תגובות:
הוסף רשומת תגובה