יום שבת, 4 בינואר 2020

Шербургские... корабли

Новогодняя история, приключившаяся далеко за пределами Израиля, но имеющая прямое отношение к нашей стране и дополнительный сантимент для романтиков.
Предыстория такова: сразу после войны СССР строит морскою эскадру миноносцев, способную противостоять врагу в море, в небе и на суше. Это были эскадренные миноносцы (эсминцы сокращенно), вооруженные зенитными орудиями, пушками и торпедами. 70 кораблей оказались слишком дорогими для обслуживания и СССР передает часть из них своим стратегическим союзникам. Так Египет получает 5 кораблей "Скорый" и в Тель Авиве задумываются.
Эскадренный миноносец Скорый

Задумываются в Тель Авиве, а не в Иерусалиме, потому, что хотя Иерусалим столица и там находится парламент, министерство обороны все еще находится в Тель Авиве. Израиль, как страна на побережье, окруженная врагами, очень дорожила паритетом на море. Теперь этот паритет был нарушен. В Тель Авиве взвешивают все плюсы и минусы эсминцев, понимают, что ни наши порты, ни бюджет не способны вынести равноценное вооружение и тогда было принято гениальное решение. Строительство быстых способных к маневру небольших штурмовых кораблей, вооруженных ракетами. Так часть вооружений эсминцев становится неэффективной, а умные и точные ракеты на компактных установках станут смертельным оружием.
Ракеты производятся нашей оборонной промышленностью, а корабли решено производить в Германии, там есть верфь и опыт кораблестроения, это так же проходило в рамках соглашений, которые должны были укрепить связи между нашими странами. По контракту было решено построить 12 кораблей.
Однако Германия сдается под давлением Лиги арабских государств и в 1965 году строительство переносится во Францию, в город известный нам своими "зонтиками" - Шербург. Строительство продолжает финансировать Германия, а верфь и месторасположение израильской делегации находятся на базе ВМС Франции "Арсенал"
первый корабль, апрель 1967
После шестидневной войны Шарль де Голль, президент Франции накладывает эмбарго - запрет продажи оружия Израилю и строительство должно было остановиться. Но муниципалитет Шербурга и профсоюзы выступили против, так как заморозка такого заказа угрожала лишить работы тысячи семей. И строительство кораблей продолжилось, в рамках "патрульных катеров", не носящих на себе оружия. С 1967-го по 1968 годы шесть кораблей покинули Шербург и взяли курс на святую землю. Шестой покидает Шербург 28 декабря 1968 г.
26 декабря 1968 года террористы Национального фронта освобождения Палестины атаковали самолет компании Эл Аль в Афинах. Был убит пассажир и стюардесса. В ответ 28 декабря Цахаль нанес сокрушительный удар в международном аэропорту в Бейруте - было уничтожено 14 пассажирских самолетов арабских авиакомпаний. Для транспортировки десантников были использованы вертолеты французского производства Super-Frelon. Ливан, страна, пользующаяся и по сей день покровительством Франции, подала жалобу и де Голль расширил эмбарго.
Мордехай Лимон, курировавший закупки из Парижа, узнает по своим каналам о намерении де Голля и посылает в Шербург телеграмму офицеру из израильской делегации Моше Табаку: "Твое прошение посетить твоих детей одобрено, и я прошу, чтобы ты вышел как можно раньше". Табак собирает команду на седьмой корабль, прошедший лишь одно испытание, и 4 января 1969 года выходит в море. Несмотря на доброжелательный прогноз погоды, в Бискайском заливе корабль попадает в бурю, но успешно перживает ее и доходит до Гибралтара, где присоединяется к шестому, также перенесшему бурю.
Французское правительство, разъяренное тем, что седьмой корабль ушел буквально в день расширения эмбарго запрещает израильтянам находиться на территории базы "Арсенал" и выгоняет оставшихся.
Несмотря на эти события совместными усилиями как мэра Шербурга, так и командования морским флотом в Израиле было решено продолжить строительство, в надежде что "дурацкое эмбарго" будет отменено (эту надежду поддерживало то, что в апреле 1969 года будут выборы, а соперник де Голля Жорж Помпиду намекал на послабления эмбарго. Но, придя к власти, Помпиду остался приверженцем проарабского курса).И в течение года были построены пять недостающих кораблей. Теперь главная задача была заполучить их.
Друг Мордехая Лимона, глава созданной недавно компании Нативей нефть, специализирующейся на поисках нефти на полуострове Синай, который был под нашим контролем после шестидневной войны, Мордехай Фридман предложил идею - придумать историю, будто Израиль продает оставшиеся на верфи корабли компании, занимающейся добычей нефти в открытом море. Как раз в водах Норвегии были найдены такие пласты. Фридман сводит Лимона с Мартином Сиемом, которого знал еще по совместной работе в КаЦАА(Кав цинор Ашдод Эйлат) - ирано израильский нефтепровод, доставлявший иранскую нефть из Эйлатского порта в Ашдодский. Мартин Сием, бывший подпольщик, возглавлял компанию Akers mekaniske Verksted. После согласования с управлением своей компании, Мартин приступил к осуществлению плана: в Панаме была зарегистрирована компания Starboat S.A, оффис был в Париже и в логотипе была надпись "Старбот- Осло".
В министерство обороны Франции было подано прошение на рассмотрение о продаже с верфи кораблей в компанию Старбот за 10 миллионов долларов (6 миллионов из сделки должны были быть возвращены Израилю). В договоре отсутствовал маленький пункт о перепродаже. Покупатель был волен перепродать корабли кому хотел. Видно, даже в министерствах не всегда читают маленькие буквы. Сделка была одобрена и Мартин Сием получил за посредничество 200 тысяч долларов, половину из них платило правительство Израиля. Корабли были переведены с базы "Арсенал" на гражданскую верфь и строительство кораблей завершалось там. Теперь все готовилось к завершающему этапу - к отплытию.
Корабли в шербургском порту
Мэр Шербурга и хозяева верфи сделали все, чтобы происходящее на верфи не освещалось в прессе, израильская делегация, которая должна была отправить корабли в море и экипажи жили в местной гостинице, три корабля компании Цим вышли на позиции для последующей заправки судов, которые не могли зайти на своем пути ни в один порт. На случай штормов в Бискайском заливе был послан торговый корабль "Нагария". В районе Гибралтара в Атлантическом океане ждал корабль "Леа" и в Средиземном море "Дан". В делегации было всего 40 человек, этого явно не хватало для отплытия 5 кораблей. Поэтому были посланы из Израиля еще 80, но им было приказано не высовываться и до отплытия они жили на кораблях, с которыми прибыли. В середине декабря было завершено строительство последнего корабля и в рождественскую ночь, когда вся Франция праздновала из порта Шербург вышли 5 штурмовых кораблей ВМС Израиля.



В министерство был подан документ согласно которому Старбот сдает в наем корабли компании Нативей нефть. Та, в свою очередь направляет их на Аляску через Норвегию. Однако корабли были обнаружены уже на первой заправке и легенда распалась. Французы поняли, что их обманули, но закон нарушен не был. Корабли вошли в Средиземное море. ВВС, по своему послали приветствие кораблям:"Капитан греческого судна, которое только что вошло в порт Гибралтар, сообщил прессе, что ему кажется, что он видел как пять кораблей, изчезнувшие из французского порта Шербург, пересекают пролив". Египтяне, получив информацию о кораблях выслали эсминец "Скорый" с целью перехвата кораблей в узком районе между Тунисом и Сицилией. Но из-за внезапной поломки эсминец пришлось вернуть. Была еще одна попытка перехвата с ракетными катерами, но и она не удалась "из-за высокой скорости кораблей" так написано в египетском отчете. Корабли вошли в хайфский порт с наступлением темноты в канун нового 1970 года.


Реакция во всем мире была невероятной. Впервые за всю историю мореплавания корабли преодолели 3100 морских миль (5700 км) не останавливаясь ни в одном порту. И тем не менее, кухня всей этой истории не осталась в тени, нападки в прессе заставили правительства Израиля и Франции перейти к действиям несмотря на попытки не ухудшать отношения. Французский министр иностранных дел прекратил свой отпуск и вызвал на ковер израильского посла, он угрожал выслать израильских дипломатов из Франции. В ответ Израиль предложил выложить в прессе все подробности операции, включая предвыборные обещания Помпиду. Министр обороны приказал начальнику генштаба атаковать корабли. Поскольку те уже были в нейтральных водах, начальник генштаба отказался выполнять приказ как незаконный и угрожал отставкой. Помпиду, который не отменял своего отпуска, приказал спустить все на тормозах и не ухудшать отношений. И хотя в отношениях между Израилем и Францией бушевала буря Шербург праздновал. Верфь наконец получила оплату за свои труды, а история кораблей принесла славу этому городку не меньше чем фильм "Шербургские зонтики". Говорят, до сих пор на пирсе где была раньше военная база "Арсенал" реет на флагштоке израильский флаг.
Послесловие.

В войне Судного дня наш флот одержал сокрушительную победу над флотом противника благодаря шербургским кораблям. В бою при Латакии, первом в истории морского флота ракетном бою были потоплены 5 вражеских кораблей с нулевыми потерями для нашего флота. 
В последствии три корабля были проданы ВМС Чили, а корабль Суфа (буря), который шел во главе рейда, был потоплен в 1994 году у берегов Эйлата, чтобы создать еще одну аттракцию для любителей подводного плавания.


אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה