В 10-м веке появился псевдоапокриф "Альфабета Бен Сира". Притчи Бен Сиры считаются апокрифом и дошли до нас (хвала иисусу, книгу сохранили христиане) только в греческом переводе. В Каирской генизе были найдены части на иврите. Потом еще части были найдены на Масаде. Альфабета приписывался Бен Сира, но это был гораздо поздний текст. Так вот, согласно ему Лилит была первой женщиной, созданной как и Адам из земли. Они сразу же начали ссориться, в основном, кто на ком будет лежать. Поскольку Лилит требовала равноправия. В конце концов Лилит убежала. Адам пошел жаловаться создателю, типа ты ее создал для меня, а она сбежала. Бог послал за ней трех ангелов, Саной, Сансаной и Самнаглоф и потребовал ее вернуть. Те настигли Лилит, и угрожали ее утопить если не вернется с ними. Но та сказала: Я знаю, что господь создал меня чтобы я ослабляла новорожденных и их матерей в первые 8 дней (мальчиков 8, а девочек 12). Ангелы не отпускали ее, пока та не поклялась, что там, где она увидит их имена, она не дотронется до новорожденного и его матери. С тех пор, когда рождается на свет ребенок в еврейской семье, ему пишут амулет с именами ангелов. А Лилит изображают страшной и зубастой.
יום ראשון, 25 ביולי 2021
Покушение на лорда Мойна
6 ноября 1944го года произошло событие, которое резко повлияло на взаимоотношения подпольщиков Эцель и официального руководства во главе с Бен-Гурионом. Это было время, когда еще шла вторая мировая война, хотя исход ее уже был предрешен. Лехи (Лохамей Херут Исраэль, борцы за свободу Израиля) восстановил свою деятельность, а Эцель (Иргун Цваи Леуми, национальная боевая организация) начал свою борьбу с британцами, в планах которых было лишить остатки еврейского народа своей родины и передать ее в правление своим марионеткам арабам. Главы Лехи и Эцеля Натан Фридман (Елин-Мор) и Менахем Бегин были знакомы еще с довоенных времен и координировали свои действия. Но, как выяснилось не все. В начале ноября планировали Лехи и Эцель провести крупномасштабную диверсию против британцев. Все было готово, но тут... Натан Фридман скрыл от Бегина, что в это время в Каире планировалось соло - покушение на лорда Мойна.
Лорд Мойн в те времена был госсекретарь Британии по Ближнему Востоку. Его резиденция находилась в Каире и он был известен своей неприязнью к сионизму в частности и к евреям вообще. Еще в июле 1941-го Мойн сказал Бен-Гуриону, что Палестина слишком мала, чтобы вместить всех евреев Европы. Мойн планировал создать на Ближнем Востоке одно арабское государство, которое включало бы в себя территорию Сирии, Ливана и Палестины. Мойн так же считался ответственным за то, что Турция изгнала из своего порта Струму, которая потом была потоплена советской торпедой. (Он оказал давление на советского полномочного представителя, чтобы тот подал ультиматум). В 1944 году Мойн был обвинен что препятствовал сделке с нацистами, которая могла спасти венгерских евреев. "Что мне делать с миллионом евреев в Палестине?" - эти его слова услышал Йоэль Бранд, сионист, с которым связался Эйхман и предложил ему обмен евреев на грузовики. Йоэль обратился к британцам с предложением Эйхмана, но Мойн приказал его арестовать и допросить. Мойн так же возражал против создания еврейской бригады в составе британской армии. Для Лехи Мойн стал целью. Возможно лидеры Лехи считали, что проведение отдельной операции дало бы возможность выйти из тени старшего брата - Эцеля, завоевать популярность и расширить свои ряды.
6 ноября Элиягу Хаким и Элиягу Бейт Цури устроили засаду возле дома лорда. Когда подъехала машина и телохранитель вышел открыть дверь, Элиягу Хаким выстрелил в него, сам подошел к автомобилю, открыл дверь и выпустил три пули в лорда Мойна. Хаким и Бейт Цури бежали на велосипедах в сторону рынка, когда полицейский опознал их, выстрелил и ранил Бейт Цури. Бэйт Цури упал, Хаким остановился помочь товарищу и их схватили. Сегодня во многих городах Израиля есть улица Кдошей Каир. 22 марта 1945 года их казнили. Идя на смерть братья в борьбе Хаким и Бейт Цури пели а-Тикву.
Однако для официального руководства смерть лорда Мойна сулила одни проблемы. Лорд Мойн был другом Уинстона Черчилля, единственного в британском парламенте, к которому мог обратиться Бен-Гурион, и теперь связь с Черчиллем была утеряна. Бен-Гурион провозгласил траур. Это было его первым шагом.
Интересно, знал ли Бен-Гурион тогда, что операцию провели не Эцель, а Лехи, но возможно, из-за мизерности организации, он не придавал ей важности, а возможно, видел в ней просто тайный филиал Эцеля.
Вторым его шагом были указания в духе римского императора Адриана - ловить, арестовывать и избивать подпольщиков Эцель, не давать прикрытия подпольщикам Эцель, и наказывать всякого, кто даст прикрытие поодпольщикам Эцель. Для этой цели допускалось сотрудничество с британскими властями. Эцель должен был быть уничтожен. Начался сезон охоты на организацию Эцель, известную в историии как "Сезон".
יום רביעי, 21 ביולי 2021
Мареша
В древние времена Мареша была городом в наделе колена Иуды. В летописи описывается бой, в котором армия Асы, царя иудеев, разгромила армию Зарая Ефиопского (на иврите Зерах а-Куши) в этих местах. Однако история не стоит на месте и земя меняет своих хозяев. И когда иудеи вернулись из вавилонского изгнания в Мареше были эдумеи. Персы, которые правили имерией, отдали побережье финикийцам и финикийская, а затем и греческая культура плотно вошла в жизнь Эдома. Так меняется способ захоронения в Эрец Исраэль - раньше людей хоронили в фамильных пещерах, кладя одного рядом с другим, теперь же для покойника высекалась индивидуальная лунка, где он лежал год, пока кости окончательно не распрощаются с остальным телом, и тогда их переносили в коробку, напоминавшую шкатулку музыкальных инструментов и складывали эти шкатулки в отдельном проеме, высеченным специально для этого. Здесь сохранилась одна из таких пещер, получившая название Сидонская пещера.
Уникален также камень для крошения маслин с целью последующего производства оливкого масла. Это наверно единственное место в Израиле где можно встретить камень полусферической формы. Но такие станки уже с двумя камнями можно встретить в Греции.
Мареша вновь стала иудейской, когда Йоханан Гиркан захватил ее в 112 году до христианской эры. Он поставил народ Эдома перед выбором - принять иудаизм или быть изгнанными со своих земель. С тех пор мало что известно об этом месте, но огромный колумбарий говорит о том, что оно процветало.
Нужно заметить, что все - и колумбарии, и маслодавильный пресс находятся под землей. Под строениями, раскопанными в районе, найдена целая сеть подземных помещений, складов, цистерн, маслодавильных прессов. Это было потому, что Мареша являлась огромным заводом стройматериала - здесь вырезались блоки известняка. Говорят вся Рамла была построена из известняка, добытого здесь.
Для этого производства не требовалось тяжелого рабского труда - скальная порода здесь - известняк. Под геоморфологическим воздействием (дожди, ветра, перепады температур и влажности) известняк покрывается "патиной" - камень грубеет. Разбив внешнюю оболочку, сделав "прорубь" площадью в один-полтора метра, производитель вырезает из скалы блоки обычным ножом! Так он углубляется и расширяет новое пространство, которое потом можно приспособить для жилья, склада, водосборника или мастерской. Пещеры, которые так создавались имели форму колокола, отчего и получили такое название - "пещеры-клолокола".
Со временем значение Мареши спало и она уступило первенство своему соседу городу Бейт Говрин. Последний привет передала Мареша в восстании Бар-Кохбы, когда для борьбы с римлянами тут были прорыты подземные ходы для атак на римских легионеров.
Зачем дырочки в маце?
На Песах евреи едят мацу, а каждый кто хоть раз держал в руках мацу, обратил внимание на дырочки. Многие сошлись в своем объяснении на издержки производства - ведь маца очень тонкая, но на самом деле объяснение этого весьма неожиданное. Песах мы отмечаем в память освобождения от египетского рабства и на церемонии Седер Песах за праздничным столом мы говорим - рабами мы были у фараона в стране Египетской, а сейчас мы сыны свободы - Авадим (рабы) хаину эцель Пар'о баМицраим веата анахну бней хорим (сыны свободы)! Интересно, что дырки тоже переводятся как: хорим! А поскольку в алфавите иврита нет гласных, корнем слова хор, хорим являются только две буквы - ח (хет) и ר (рейш). И этот корень присутствует и в слове дырка, Хор, и в слове свобода Херут! И конечно, в слове освобождение - Шихрур. Остается нам вспомнить стихи замечательного поэта Владимира Маяковского - "Кому-то бублик, а кому-то дырка от бублика - это и есть демократическая республика!" Ну что же, у евреев все наоборот! Желаю всем Кашерного и веселого праздника! Ата Анахну Бней Хорим!
Как коммунисты Первое мая отмечали!
Из воспоминаний Нахмана Листа, одного из активистов ПКП:
Всего через несколько месяцев после того, как я присоединился к партии, на меня была возложена ответственность организовать первомайскую демонстрацию. Это было в 1925 году.
Демонстрация должна была выйти с площади Ремесленников (кикар Баалей Мелаха, сегодня Кикар а-Мошавот) по направлению к морю по улице Алленби. План демонстрации был подробно разработан товарищами из партии и левой фракции Поалей Цион. Участники этого святого мероприятия были призваны и поделены на группы в 5-6 человек и поселены по комнатам и баракам, снятым в округе - в Маншие, в Керем тайманим. Были организованы связные - девушки, гимназистки из "Герцлии" и "Геулы", которые в назначенный час должны были дать сигнал.
Вдруг вбегает Бен-Йегуда, и сообщает, что буквально несколько минут назад прошли по площади Поалей Цион и теперь там полно полиции.
Стало ясно, что наши товарищи будут арестованы как только прибудут на место, и демонстрация может закончиться, даже не начавшись. В моем мозгу блеснула дерзкая мысль:
Я приказал чтобы две наиболее преданные группы отправились на бульвар Ротшильда, прибыв туда, подняли красное знамя и с пением Интернационала двинулись в сторону муниципалитета, который находился там, где сегодня стоит памятник основателям города. Там же находился и штаб полиции Тель Авива.
В штабе началась паника. Полицейские были срочно отозваны с основного маршрута демонстрации, окружили горстку демонстрантов в 15 человек и арестовали всех, кроме "япончика", юркого спортсмена, который спрятал знамя и прорвал окружение согласно четким указаниям, которые он получил заранее.
В то же время на кикар Баалей Мелаха была организована демонстрация, и без эксцессов прошла по улице Алленби в сторону моря. И только Тененбаум (Йегуда Арази, в 48-м отвечал за поставку оружия из Чехословакии), который был назначен на борбу с коммунистами в полиции Тель Авива, сопровождал ее на своем велосипеде, свистел и кричал "Разойтись!", но никто не обращал наа него внимания.
Демонстранты пели в полный голос, Бен Йегуда произнес речь и дальше уже не знали что и делать. Согласно плану, демонстация должна была закончиться атакой полиции и борьбой демонстрантов с полицейскими, однако никого не было. Но, наконец пришли полицейские и все закончилось как нужно.
А-Шомер и нелегальная репатриация
Моше Александровский:
1922 год. Британское правительство Палестины приказало прекратить репатриацию. Уже не слышно в портах Эрец Исраэль песен радостного потока новоприбывших. Но несмотря ни на что, репатриация не прекратилась. А-Шомер послал Спектора в Бейрут, чтобы организовать перевоз новых репатриантов через Кфар-Гилади и Тель Хай. Эти два поселения находились тогда под французским мандатом, и Спектор должен был организовать нелегальную эмиграцию на границе.
Британская граница проходила рядом с Возией (ферма на берегу реки Маханаим недалеко от Рош Пины), а в Халсе (сегодня Кирьят Шмона) стоял французский пограничный гарнизон. Французская полиция состояла в основном из ливанских арабов, с которыми можно было договориться. За небольшую плату они "не замечали" караванов с репатриантами, которых перевозили через границу. Но опасность грозила со стороны британцев. Перед каждой переброской мы посылали людей в Возию следить за английскими пограничниками.
Только когда опытные глаза разведчиков видели, что не угрожает никакой опасности, караван отправлялся в путь. Переходы всегда организовывались под покровом ночи и в дождь. В те дни еще не проложили дорог в Галилее и транспорт шел по бездорожью и нередко вяз. Караваны, перевозившие по 30-40 человек отправлялись в Тверию. Людей перевозили на телегах, в которые впрягали три-четыре пар мулов. Путешествие длилось почти сутки по колдобинам и выбоинам, но сопровождавшие не чувствовали усталости, понимая важность своей миссии.
Британцы требовали от французов усилить охрану своих границ. И как-то, когда наш караван приближался к Халсе оттуда к нам на встречу из засады выскочил отряд французских пограничников. Эшбаль, назначенный сионистским руководством как сопровождающий, испугался и умолял наших людей: "Заплатите французам сколько захотят, только чтобы они не сдали нас британцам". Распрощались мы с пограничниками взамен на мешок ячменя, пачку сигарет и несколько лир. Из этого случая сионистское руководство поняло как мы ведем дела и больше не предъявляло нам претензии будто мы расточительны. Примерно два года еще мы занимались перевозкой нелегальных репатриантов, но когда Метула, Кфар Гилади и Тель Хай были присоединены к британскому мандату, нам пришлось прекратить на какое-то время наши действия.
Аарон Давид Гордон
1904-й год в истории народа Израиля был особенным. В этом году умер Теодор Герцль, провозвестник будущего еврейского государства. В том же году начинается вторая волна репатриации, известная как вторая алия, которая заложила фундамент будущей страны, определила ее характер, создала организацию а-Шомер, "бабушку" армии обороны Израиля.
В этом году в Эрец Исраэль прибывают также два человека, Авраам Ицхак аКоэн Кук и Аарон Давид Гордон. Им было суждено стать айконами в нашей истории. Авраам Ицхак Кук стал основателем религиознго сионизма и Аарон Давид Гордон стал айконом сионизма... светского. И тот и другой прибыли в яффский порт, держа в руках Танах. Один стал главным раввином, а второй пошел рыть ямы для саженцев. Аарон Давид Гордон стал символом кибуцного движения, социалистического мировоззрения, получил образ такого раввина для светских, "старик с мотыгой". Йегуда Яари, автор роман "Как свет нимба" использовал его прообраз для своего персонажа Цадока аГлили.
Но на самом деле стариком он не был. Ему было 48 лет, он родился и воспитывался в состоятельной еврейской семье, его отец был очень религиозным человеком, из митнагедов (так раньше называли последователей раввинистского иудаизма, противостоящих хасидизму). Его желание прибыть в Эрец Исраэль и обрабатывать землю было очень религиозным, хоть он и не соблюдал всех заповедей. Он не был социалистом, хоть и стоял у основ партии а-Поэль а-Цаир и писал статьи в их газету. Он не был кибуцником, хоть жилв кибуце Дгания. Когда создавался первый мошав, Нахалаль, он принимал участие в написании его устава. Аарон Давид Гордон выступал против любых рамок, которые могли ограничить волю человека, кроме одной. Отношение Гордона к природе, к роли человека в отношении к ней, было трепетным, он осуждал всякое грубое вторжение в природу, он видел наше возрождение в возрождении нашей земли, в возрождении ее плодородия. Гордон фактически сформулировал новое мировоззрение, которое сочетало возрождение земли, возрождение нации и общественные устои, которые этому способствовали бы. Его труды уже после смерти Гордона были объединены в книгу "Человек и Природа". Во многом он опередил свое время на 70 лет, когда стали появляться движения защиты среды.
И все же, почему он вошел в историю, как символ того, чем не был этот человек? Муки Цур, исследователь этой эпохи, рассказал как ему довелось побеседовать с одним из соратников Гордона, считавшим себя его учеником. "Я был учеником Гордона, но труды его я не читал!" с гордостью сказал ученик. Я был человеком труда, а Гордон писал для тех, кого нужно было убеждать в необходимости труда на земле".