יום שבת, 25 בינואר 2020

Площадь Лондона - признание и обинение

Жители Тель Авива ходят на пляж. Пляж это одно из самых посещаемых мест в Тель Авиве. А еще улица Буграшов - улица, которая приведет вас на пляж из центра города. И если идти по ней в сторону моря, вы упираетесь в своеобразный парк, ярусами спускающийся к морю. Парк этот немного с другим дизайном был создан в 1942 году. Он получил название площадь Лондона, в знак уважения и солидарности с британским народом и жителями Лондона, пережившими "Блиц" - два года беспрерывных бомбардировок Люфтваффе, которым подвергся Лондон и другие города Британии, унесших более 40 тысяч жизней мирных граждан. Так тельавивцы отдали честь стойкости британцев перед нацистами.


Но в то время как Британия была частью антигитлеровской коалиции врата Сиона, к которым стремились сотни тысяч беженцев из Европы, где уничтожали евреев были на замке, и ключ был в руках британцев. Всеми возможными способами люди пытались доплыть до земли обетованной и корабли разворачивали в море, где их настигали вражеские бомбардировщики. Площадь Лондона была перестроена и сегодня это памятник кораблям, которые шли в Эрец Исраэль. Многие из них не дошли или были развернуты, а беженцы возвращены в Европу где многих из них ждала смерть по приказу из Лондона.

Спускаясь к морю, остановитесь. Над бронзовыми листами, изображающими волну надпись: "120 тысяч пробили блокаду Британии в их пути на родину. 2800 из них погибли". На "волне" список на иврите. Это список всех кораблей, список беженцев, кто добрался, кто был перхвачен и отправлен в лагерь в Атлите или на Кипре, а кто был возвращен в Европу. Немного дальше на стене можно увидеть тот же список на английском. С обоих сторон - затонувшие корабли. На них стенды, рассказывающие их историю. площадь Лондона - наверно замый яркий пример неоднозначность истории и нашего восприятия ее.



יום חמישי, 16 בינואר 2020

Дорога, спасшая Иерусалим

Одно из любимых мест для израильского туриста это бирманская дорога в иерусалимских горах. Чтобы попасть туда нужно по дороге в Иерусалим повернуть на выезде Шореш направо и дальше по указателям - там вас ждет тропа со странным названием - Дерех Бурма, бирманская дорога.
В 1937 году шла японо-китайская война, в которой японцы фактически оккупировали Китай. Но армия Чан Кай Ши продолжала сражаться, оторванная от всего мира. И тогда было решено построить дорогу из Бирмы (сегодня Мьянмар), тогда британской колонией к частям армии Чан Кай Ши. 200 тысяч китайцев были пригнаны на строительство этой дороги, которая в конечном итоге спасла армию и борьбу с империей.
строительство дороги в Мьянмар

В 1948 году в Иерусалиме были отчаянные бои. Город был фактически отрезан от остального йешува и находился в блокаде. В первые месяцы войны еврейские караваны с провизией охраняли британцы. Но они не позволяли поставки оружия и боеприпасов, которых так не хватало в то время как противник получал от тех же британцев и арабского легиона стрелковое оружие, пулеметы, броневики с пушками, гранатометы и противотанковое вооружение. Противник пользовался абсолютным превосходством в вооружении в этих боях.
В марте 1948-го британцы прекратили конвоирование и мы стали терять караваны. Тогда силы Пальмаха провели операцию Нахшон, в результате которой караван в 200 грузовиков поднялся в Иерусалим. Нахшон очистил два отрезка дороги - от кибуца Хульда до Латруна, и от Шаар а-Гай (Баб эль Вад) до Иерусалима. В Латруне стояли британцы и они контролировали дорогу из Латруна до Шаар а-Гай. Опять же они обыскивали караваны и поставка оружия и боеприпасов не представлялась возможной. Наши бойцы сражались проявляя неимоверный героизм экономя каждый патрон под смертельным шквалом огня противника. Поствки боеприпасов осуществлялись с помощью маленьких устаревших сомолетов, способных перевезти до 100 килограмм груза.
После ухода британцев в Латрун вошли силы арабского легиона и дорога была полностью отрезана. Над Иерусалимом нависла реальная угроза. Все наши усилия выбить арабов из Латруна и освободить дорогу были неудачными и стоили нам тяжелых потерь. Однако в процессе боев была найдена тропа, ведущая от южных хребтов Латруна, не занятых легионом в сторону Хартува (сегодня Нахам, мошав рядом с Бейт Шемешом). На южном хребте были арабские деревни Бейт-Джиз и Бейт-Сусин, занятые нашими силами, и в результате легион был лишен возможности помешать нам воспользоваться этой дорогой.
Поставка горючего по уже подготовленной дороге. Можно увидеть перевернутые машины в стороне

Дорога эта не подходила не то что для грузовиков, даже джип по ней мог проехать с трудом. Она была узкой и скалистой, а земля между скалами была рыхлой. И уже 30 мая был послан бульдозер и начал работу.
броневик охраняет работу бульдозера

1 июня на каждую винтовку в Иерусалиме оставалось 40 патронов. Тогда было решено воспользоваться этой дорогой, готова она или нет. В ночь с 3-го по 4-е июня 200 грузчиков прибыли из Тель Авива и столько же из Иерусалима к подступам этой тропы и на своих плечах и на ослах они переносили продовольствие, медикаменты, боеприпасы, оружие. Легионеры в Латруне, зная о происходящем открыли артилерийский огонь, но он был в слепую и никто не пострадал. Так продолжалось из ночи в ночь, хотя дорогу пришлось удлинить из-за того, что огонь легиона стал более эффективным. Из Иерусалима были посланы добровольцы для расчистки дороги. Пожилые люди порой впервые держали в руках кирки и лопаты. Из Хайфы прибыло отделение инженерных войск. Как древний тоннель Хизкиягу, спасший Иерусалим от осады Саргона в 8 веке до христианской эры, бирманская дорога пробивалась с двух ее концов. 14 июня прошел первый грузовик в Иерусалим.
Их руками был проложен путь


грузчики переносят продовольствие и оружие



Первый караван

יום שבת, 4 בינואר 2020

Новый Иерусалим - город и люди

Когда мы говорим о Иерусалиме сразу в голове возникает образ древнего города, окруженного крепостными стенами. Но уже с середины XIX века строится новый Иерусалим, и в новый Иерусалим приходят новые люди и новые идеи. Тогда как туристы устремлены в старый город, израильтяне, посещающие город стремятся совсем в другие места. Это Нахалат а-Шив'а с его ресторанчиками, такой иерусалимский монмартр, это рынок Маханэ Йегуда с его неповторимым колоритом. И это небольшой пятачок между этими двумя центрами на перекрестке Кинг Джордж, Бен-Йегуда, Шмуэль а-Нагид, Шац, площадь Акивы Говрин. Слишком много улиц для перекрестка? На самом деле это не перекресток, а настоящий рынок всяких поделок местных мастеров искусств. И место это они выбрали не случайно, ведь здесьбыла впервые открыта еврейская школа искусств "Бецал'эль".

Своим открытием она обязана скульптору Борису Шацу, уроженцу Каунаса. Борис Шац прославился своей скульптурой "Матитьягу Хашмонаи", которую представил на международной выставке в Париже в 1893 году. Он стал дворцовым скульптором болгарского принца Фердинанда и одним из основателей болгарской академии искусств. 

В 1903 году он предложил Теодору Герцлю основать школу искусств в Иерусалиме и уже в 1906 году она была создана. В 1908 году Еврейский национальный фонд приобретает два дома у эффенди Абу-Шакира, в одном планируется разместить дом сирот, а во втором школу Шаца. Еее называют Бецал'эль в честь мастера-зодчего Бецал'эля бен Ари, создававшего Великий Храм. Рядом с этими домами Борис Шац в 1915 году строит и свой дом, в котором его семья прожила до кончины отца семейства в 1932 году. Лишь через 20 лет семья снова вернулась в свой дом. 


Все члены семьи тоже занимались искусством: жена Ольга была искусствоведом, сын Бецал'эль художник и, будучи в США, он познакомился и женился на Луиз МакЛур, тоже художнице, дочь Зоара скульптор, лауреат премии Израиля.

Борис Шац собрал вокруг себя выдающихся еврейских художников и скульпторов, преподававших в этой школе: Зеэв Раббан, Яаков Штарк, Абель Пан. Каждый из них оставил след в еврейском искусстве.


 Одна из его идей - общество "новый Иерусалим" - организация, целью которой было продвижение идей гуманизма и ее основателями вместе с Борисом Шацем были Ицхак Бен Цви, Рахель Янаит, Ира Ян.

Сегодня Академия искусств Бецал'эль располагается в северной части Масличной горы вместе с Еврейским Университетом и больницей Хадаса

Шербургские... корабли

Новогодняя история, приключившаяся далеко за пределами Израиля, но имеющая прямое отношение к нашей стране и дополнительный сантимент для романтиков.
Предыстория такова: сразу после войны СССР строит морскою эскадру миноносцев, способную противостоять врагу в море, в небе и на суше. Это были эскадренные миноносцы (эсминцы сокращенно), вооруженные зенитными орудиями, пушками и торпедами. 70 кораблей оказались слишком дорогими для обслуживания и СССР передает часть из них своим стратегическим союзникам. Так Египет получает 5 кораблей "Скорый" и в Тель Авиве задумываются.
Эскадренный миноносец Скорый

Задумываются в Тель Авиве, а не в Иерусалиме, потому, что хотя Иерусалим столица и там находится парламент, министерство обороны все еще находится в Тель Авиве. Израиль, как страна на побережье, окруженная врагами, очень дорожила паритетом на море. Теперь этот паритет был нарушен. В Тель Авиве взвешивают все плюсы и минусы эсминцев, понимают, что ни наши порты, ни бюджет не способны вынести равноценное вооружение и тогда было принято гениальное решение. Строительство быстых способных к маневру небольших штурмовых кораблей, вооруженных ракетами. Так часть вооружений эсминцев становится неэффективной, а умные и точные ракеты на компактных установках станут смертельным оружием.
Ракеты производятся нашей оборонной промышленностью, а корабли решено производить в Германии, там есть верфь и опыт кораблестроения, это так же проходило в рамках соглашений, которые должны были укрепить связи между нашими странами. По контракту было решено построить 12 кораблей.
Однако Германия сдается под давлением Лиги арабских государств и в 1965 году строительство переносится во Францию, в город известный нам своими "зонтиками" - Шербург. Строительство продолжает финансировать Германия, а верфь и месторасположение израильской делегации находятся на базе ВМС Франции "Арсенал"
первый корабль, апрель 1967
После шестидневной войны Шарль де Голль, президент Франции накладывает эмбарго - запрет продажи оружия Израилю и строительство должно было остановиться. Но муниципалитет Шербурга и профсоюзы выступили против, так как заморозка такого заказа угрожала лишить работы тысячи семей. И строительство кораблей продолжилось, в рамках "патрульных катеров", не носящих на себе оружия. С 1967-го по 1968 годы шесть кораблей покинули Шербург и взяли курс на святую землю. Шестой покидает Шербург 28 декабря 1968 г.
26 декабря 1968 года террористы Национального фронта освобождения Палестины атаковали самолет компании Эл Аль в Афинах. Был убит пассажир и стюардесса. В ответ 28 декабря Цахаль нанес сокрушительный удар в международном аэропорту в Бейруте - было уничтожено 14 пассажирских самолетов арабских авиакомпаний. Для транспортировки десантников были использованы вертолеты французского производства Super-Frelon. Ливан, страна, пользующаяся и по сей день покровительством Франции, подала жалобу и де Голль расширил эмбарго.
Мордехай Лимон, курировавший закупки из Парижа, узнает по своим каналам о намерении де Голля и посылает в Шербург телеграмму офицеру из израильской делегации Моше Табаку: "Твое прошение посетить твоих детей одобрено, и я прошу, чтобы ты вышел как можно раньше". Табак собирает команду на седьмой корабль, прошедший лишь одно испытание, и 4 января 1969 года выходит в море. Несмотря на доброжелательный прогноз погоды, в Бискайском заливе корабль попадает в бурю, но успешно перживает ее и доходит до Гибралтара, где присоединяется к шестому, также перенесшему бурю.
Французское правительство, разъяренное тем, что седьмой корабль ушел буквально в день расширения эмбарго запрещает израильтянам находиться на территории базы "Арсенал" и выгоняет оставшихся.
Несмотря на эти события совместными усилиями как мэра Шербурга, так и командования морским флотом в Израиле было решено продолжить строительство, в надежде что "дурацкое эмбарго" будет отменено (эту надежду поддерживало то, что в апреле 1969 года будут выборы, а соперник де Голля Жорж Помпиду намекал на послабления эмбарго. Но, придя к власти, Помпиду остался приверженцем проарабского курса).И в течение года были построены пять недостающих кораблей. Теперь главная задача была заполучить их.
Друг Мордехая Лимона, глава созданной недавно компании Нативей нефть, специализирующейся на поисках нефти на полуострове Синай, который был под нашим контролем после шестидневной войны, Мордехай Фридман предложил идею - придумать историю, будто Израиль продает оставшиеся на верфи корабли компании, занимающейся добычей нефти в открытом море. Как раз в водах Норвегии были найдены такие пласты. Фридман сводит Лимона с Мартином Сиемом, которого знал еще по совместной работе в КаЦАА(Кав цинор Ашдод Эйлат) - ирано израильский нефтепровод, доставлявший иранскую нефть из Эйлатского порта в Ашдодский. Мартин Сием, бывший подпольщик, возглавлял компанию Akers mekaniske Verksted. После согласования с управлением своей компании, Мартин приступил к осуществлению плана: в Панаме была зарегистрирована компания Starboat S.A, оффис был в Париже и в логотипе была надпись "Старбот- Осло".
В министерство обороны Франции было подано прошение на рассмотрение о продаже с верфи кораблей в компанию Старбот за 10 миллионов долларов (6 миллионов из сделки должны были быть возвращены Израилю). В договоре отсутствовал маленький пункт о перепродаже. Покупатель был волен перепродать корабли кому хотел. Видно, даже в министерствах не всегда читают маленькие буквы. Сделка была одобрена и Мартин Сием получил за посредничество 200 тысяч долларов, половину из них платило правительство Израиля. Корабли были переведены с базы "Арсенал" на гражданскую верфь и строительство кораблей завершалось там. Теперь все готовилось к завершающему этапу - к отплытию.
Корабли в шербургском порту
Мэр Шербурга и хозяева верфи сделали все, чтобы происходящее на верфи не освещалось в прессе, израильская делегация, которая должна была отправить корабли в море и экипажи жили в местной гостинице, три корабля компании Цим вышли на позиции для последующей заправки судов, которые не могли зайти на своем пути ни в один порт. На случай штормов в Бискайском заливе был послан торговый корабль "Нагария". В районе Гибралтара в Атлантическом океане ждал корабль "Леа" и в Средиземном море "Дан". В делегации было всего 40 человек, этого явно не хватало для отплытия 5 кораблей. Поэтому были посланы из Израиля еще 80, но им было приказано не высовываться и до отплытия они жили на кораблях, с которыми прибыли. В середине декабря было завершено строительство последнего корабля и в рождественскую ночь, когда вся Франция праздновала из порта Шербург вышли 5 штурмовых кораблей ВМС Израиля.



В министерство был подан документ согласно которому Старбот сдает в наем корабли компании Нативей нефть. Та, в свою очередь направляет их на Аляску через Норвегию. Однако корабли были обнаружены уже на первой заправке и легенда распалась. Французы поняли, что их обманули, но закон нарушен не был. Корабли вошли в Средиземное море. ВВС, по своему послали приветствие кораблям:"Капитан греческого судна, которое только что вошло в порт Гибралтар, сообщил прессе, что ему кажется, что он видел как пять кораблей, изчезнувшие из французского порта Шербург, пересекают пролив". Египтяне, получив информацию о кораблях выслали эсминец "Скорый" с целью перехвата кораблей в узком районе между Тунисом и Сицилией. Но из-за внезапной поломки эсминец пришлось вернуть. Была еще одна попытка перехвата с ракетными катерами, но и она не удалась "из-за высокой скорости кораблей" так написано в египетском отчете. Корабли вошли в хайфский порт с наступлением темноты в канун нового 1970 года.


Реакция во всем мире была невероятной. Впервые за всю историю мореплавания корабли преодолели 3100 морских миль (5700 км) не останавливаясь ни в одном порту. И тем не менее, кухня всей этой истории не осталась в тени, нападки в прессе заставили правительства Израиля и Франции перейти к действиям несмотря на попытки не ухудшать отношения. Французский министр иностранных дел прекратил свой отпуск и вызвал на ковер израильского посла, он угрожал выслать израильских дипломатов из Франции. В ответ Израиль предложил выложить в прессе все подробности операции, включая предвыборные обещания Помпиду. Министр обороны приказал начальнику генштаба атаковать корабли. Поскольку те уже были в нейтральных водах, начальник генштаба отказался выполнять приказ как незаконный и угрожал отставкой. Помпиду, который не отменял своего отпуска, приказал спустить все на тормозах и не ухудшать отношений. И хотя в отношениях между Израилем и Францией бушевала буря Шербург праздновал. Верфь наконец получила оплату за свои труды, а история кораблей принесла славу этому городку не меньше чем фильм "Шербургские зонтики". Говорят, до сих пор на пирсе где была раньше военная база "Арсенал" реет на флагштоке израильский флаг.
Послесловие.

В войне Судного дня наш флот одержал сокрушительную победу над флотом противника благодаря шербургским кораблям. В бою при Латакии, первом в истории морского флота ракетном бою были потоплены 5 вражеских кораблей с нулевыми потерями для нашего флота. 
В последствии три корабля были проданы ВМС Чили, а корабль Суфа (буря), который шел во главе рейда, был потоплен в 1994 году у берегов Эйлата, чтобы создать еще одну аттракцию для любителей подводного плавания.


יום שני, 23 בדצמבר 2019

Жил отважный капитан... Арье Гревнов основатель еврейского торгового судоходства

Жил отважный капитан... Эта песня несомненно могла быть написана про Арье Гревнова, человека, стоящего у основ еврейского мореплавания. Гревнов в десять лет попал в Эрец Исраэль, в Тель Авив и пошел в гимназию Герцлия.

Еще гимназистом он мечтал стать мореплавателем и присоединился к "группе инструкторов", которую основал его учитель математики Меир Гуревич и которая потом стала ядром Союза моряков Звулун. Именно Гревнов со своими товарищами забил первый железный столб - причал для лодок, на которых учились будущие еврейские моряки. Сегодня на месте этого столба стоит тельавивский порт. Про Гревнова ходили легенды. Однажды он спас французского офицера и тот дал ему рекомендательное письмо в морскую академию в Антверпене. Гревнову пришлось изменить свой возраст и документы чтобы доиться поступления. Это было непростое время для евреев Европы. По всему миру усиливались антисемитские настроения, в Германии набирали силу нацисты. Проучившись два года Гревнов возвращается в Эрец Исраэль и теперь у него планы - он создает еврейскую компанию морских перевозок - Хофия. Его первый оффис был открыт в родительском доме - в Тель Авиве на улице Буграшов. Нашелся и инвестор - Иосиф Блюменфельд человек из Мерхавии, торговец и владелец компании Осем Хаклаи. Он и пожертвовал 1400 лир, которых хватило на покупку в Дании старого парусного судна с двумя мачтами и двухцилиндровым мотором. Судно имело название Эмануэль.

Поскольку корабль был куплен в Дании, но должен был быть записан в Яффо по прибытии, корабль был вычеркнут из списков кораблей Дании и на нем не разрешалось поднимать датский флаг. А поскольку он еще не был прописан в Яффо, на нем нельзя было поднять флаг британский. Иосиф Блюменфельд так же хотел изменить имя корабля - дать ему имя своей дочери. Это тоже можно было сделать только прибыв в Яффо. И тогда Гревнов сам создал флаг.
За месяц до приобретения судна в 1933 году заехал Гревнов в Гамбург и заметил там нацистов с книжонкой "Протоколы сионских мудрецов" Флаг на обложке стал прототипом флага, который взмыл над первым еврейским кораблем. Этот флаг в последствии стал флагом Палестины Эрец Исраэль.

Не обошлось и без анекдота: флаг украли. Когда "Эмануэль" стояла в Саутхемптоне и Гревнов с командой были в местной синагоге, воры пробрались на корабль и унесли с собой флаг. Но сыщики сработали быстро. Флаг был найден, а за этим событием стоял один из богатых членов еврейской общины, который, прослышав что на корабле есть еврейский флаг, решил что речь идет не иначе как об артефакте минимум двухтысячелетней давности. Флаг вернули тайно, не предавая событие огласке.
Последним пристанищем "Эмануэль" был порт Пуль в сорока милях от Саутхемптона, где на корабль было погружено 185 тонн глины, 45 тонн выше обычного. Корабль ушел в море несмотря на предостережение о грядущей буре. Арье Гревнов и его товарищи погибли где-то в районе Бискайского залива.

Передай привет товарищам - Хадаса Лемпель, Латрун

Ее звали Хадаса Лемпель. Она родилась в Польше, в Нови Сонч. В августе 1939 года ее семья перебралась в Львов, а потом, с входом советских войск - в Карпаты. Через полгода всю семью и еще тысячи поляков и евреев отправили в теплушках в Сибирь. Родители устроили ее в детском доме, где условия жизни оказались лучше.
Разразилась война и в 1942 году, созданная из остатков поляков и польских евреев, польская армия Андерса перебиралась в Иран, который находился под британской оккупацией. К ней присоединились и сотни еврейских детей, вступивших в нее добровольцами. В Тегеране Еврейское Агентство создало детский лагерь для еврейских детей и собрало там 719 мальчиков и девочек, большинство которых страдали от недоедания и болезней. Еврейское Агентство добилось разрешения британских властей, и уже в феврале дети репатриировалиись в Эрец Исраэль.
Она прошла обычный путь для подростков в те времена на земле обетованной. Школа - Пальмах - курс радисток, конвоирование караванов в Иерусалим. Британцы все еще были в стране. Несмотря на напряженную ситуацию, они не разрешали евреям носить оружие и проводили обыски. Пойманных ждала тюрьма. Девушек не обыскивали и часто "полные" или "беременные" женщины были настоящими тайниками на дороге в Иерусалим. Под их пальто или юбкой можно было бы найти пару гранат и пистолетов, а так же разобранный стэн (полуавтоматическая винтовка производства Хаганы, прототипом которой был английский полуавтомат с таким же названием) и патроны. Там, на конвоировании, она познакомилась с Яаковом Вэгом, своим командиром. Их называли фурманами - ведь они сопровождали грузовики с провизией, идущие в Иерусалим. Многие из фурманов не вернулись домой, погибли от пуль арабских банд. В таких рейдах закалялась особая дружба и любовь. Яаков Вэг и его рота получили назнавчение в только что созданной моторизованной седьмой бригаде в 73 батальоне, пока - единственном моторизованном. Хадаса стала радисткой.
С 30-го по 31 мая планировалась операция по захвату полицейской крепости в Латруне. Женщинам было запрещено участвовать но Хадаса тайком пробралась в броневик. Ее рота сумела подобраться к крепости, взорвать ворота и войти во двор. Чтобы отогнать бойцов арабского легиона использовали огнеметы, но те осветили наших бойцов, пытавшихся заложить взрывчатку в стене. Легионеры обрушили огонь на нападавших. По ним стреляли из пулеметов, противотанковых ружей и гранатометов. Броневики загорелись. Подкрепление пехоты заехало на поле, где были собраны мины. Это были люди, освободившиеся из нацистских лагерей и только вчера прибывшие на святую землю и получившие винтовку. Один из них наступил на мину, трое были убиты. Началась паника и "бойцы" разбежались. Подкрепление не пришло.
Хадаса была у радиопередатчика, и докладывала в штаб о всем происходящем в крепости. Она получила приказ отступить и передала его Вэгу. Связи между броневиками не было, и Вэгу пришлось выйти из своего броневика. Он тут же был ранен, но успел прокричать команду об отступлении. Вэг погиб. Хадаса продолжала держать связь со штабом до последней минуты. Последними ее словами были: "Наверно это наши последние минуты, здесь уже никто не остался, передай привет товарищам!" Хадаса вылезла из горящего броневика и дала очередь по легионерам выкрикивая слова проклятия. Она погибла.
Через 3 месяца в Израиль прибыли ее мать и сестра. Лишь спустя несколько недель, они узнали что Хадаса погибла. В одном из своих писем писала она своим близким: "Когда вы прибудете в Эрец Исраэль, вы найдете здесь свободую родину... Я думаю, что не посрамлю вас, и может даже вы будете гордиться вашей Хеленкой... Я уже представляю ваши слезы, но не плачьте, поднимите голову, еще будет хорошо..."

יום שישי, 27 בספטמבר 2019

Меир Хар-Цион, человек-легенда

Меир Хар Цион рос в кибуце Эйн-Харод с отцом. Он полюбил Эрец Исраэль, решил что просто обязан узнать страну побывать во всез ее уголках. С 15 лет он побывал в самых разных и даже оапсных местах, ничего его не останавливало. Свои приключения он задокументировал в книге "Пиркей йоман"( Отрывки дневника). 

Казалось бы, этому юноше предстоит великое будущее и карьера. Но в армии Меир себя не нашел. Он был призван в НАХАЛ (Ноар Халуци Лохем – боевая молодежь первопроходцев, эти подразделения создавали и охраняли новые поселения, необходимые для защиты государства). Меир постоянно искал чем себя занять, и тогда ему посоветовали обратиться к одному человеку по имени Арик Шарон, который собирал какой-то отряд.

Прибыв на место со своим старым деревянным чемоданом, который ему вручили в кибуце, он увидел Арика, сидевшего вместе с Шломо Баумом на какой-то крыше. Вместе они поедали Булли-Биф, консерву с говяжьей тушенкой. "Садись, сказал Арик, бери Булли-Биф". Теперь настала очередь Меира. "Слушай, спросил он, этот твой отряд, это что-то серьезное?"

В короткий срок Меир стал самым лучшим проводником и бойцом в отряде. Он проходил с группой бойцов в любую погоду – дождь, снег, неважно, по 42 километра вглубь территории врага, в Хеврон, проводил там операцию возмездия и позвращался назад. В таких заданиях закалялся особый характер. Он был командиром, который пойдет в любое место в любой роли, не было такого, чтобы он отступил. В своей книге пишет он: "Мне страшно и ужас охватывает меня, но нужно справиться". Он стал символом героизма, отваги, стремления выполнить поставленную задачу.

С его именем была связана еще одна история, история Петры, Красной Скалы. Многие молодые люди мечтали туда попасть. Села ха-Адом (Красная скала) манила своей загадочностью, красотой, легендами, которые молодежь слышала от своих отцов, некоторым из них посчастливилось побывать там в период британского мандата. Всего семнадцать километров от границы, по пустыне, в ночи... Но многие не вернулись. Бедуины и легион устраивали засады нашим Индианам Джонсам. Меир Хар-Цион отправился туда с Рахель Свураи. Они взяли еды на два дня, стэн (полуавтоматическую винтовку) пару гранат. Меир как талантливый проводник хорошо разбирался в местности, даже ни разу не побывав там. Вернулись они через четыре дня. Рассаказ пленил многих подростков. Но люди стали погибать. Хаим Хефер написал песню, казалось бы в память о погибших но, как всегда в истории песен "ха-Села ха-Адом" Хефера сыграла обратный эффект. Молодежь бредила Петрой. Песню запретили проигрывать на радио.

У Меира была сестра Шошана, она тоже любила путешествовать. Однажды она отправилась со своим другом в поход, который кончился плохо. Ее убили бедуины. Меир собрал бойцов и они вышли в тот район, где жило племя из которого вышли убийцы. Они отомстили. Убили четырех, одного бедуина решили оставить в живых, чтобы рассказал, что произошло и за что. Событие вызвало резонанс, Меира хотели посадить, но как посадить легенду?!  Даян его отстоял, лично пошел к Бен-Гуриону.
В одной из операций Меир был ранен в шею. Это было 11 сентября 1956 года, в ответ на нападение арабского легиона на наших солдат в районе Лахиш, было решено атаковать полицейскую крепость арабского легиона. Необходимо было полностью уничтожить крепость и всех кто там находился. Отряд Меира должен был взять крепость но на подходе Меир был ранен. Врач Моше Анкилевич провел фактически операцию под открытым небом с помощью перочинного ножа, но спас Меира. Бойцы сумели завершить задачу. 

Арик Шарон считал его величайшим воином каких когда-либо знал. Меир Хар-Цион, Арик Шарон и Моше Даян фактически призвели переворот в армии в ту эпоху превратив ее с помощью отряда Арика Шарона "101" в армию-коммандо. В армию, победившую в шестидневной войне и выстоявшую в войну Судного Дня.

Меир Хар-Цион создал поселение на горе, между Бейт Шеаном и Кинеретом и назвал его в честь сестры – Ахузат Шошана. Там он и похоронен. 

А рядом с Ахузой находятся развалины крепости крестоносцев – "Звезда Иордана".  Кажется, что дух его так и находится там вблизи, охраняя нашу страну с горы.