יום ראשון, 17 במאי 2020

!Встретимся на баррикадах

Они встретились в 44-м, на вечеринке. Она, Сара Розенберг, боец ЭЦЕЛя из Цфата, Малютка Сара, как ее называли друзья-подпольщики, он, Майк Эшбель, польский еврей, как и Командир, прошедший лагеря Сибири и прибывший как солдат в армии Андерса в Эрец Исраэль. "Хочешь услышать что-то красивое?" - спросил Сару Нахум Слоним, "подожди, заставим Майка спеть!" Сара подошла к Майку, и попросила. "Но песня на идиш, многие не поймут," ответил Майк.
Говорят, эта песня родилась в Испании, в пламени гражданской войны. "Ойф дер каноне!" призывала она. Ее авторами был Йосель Котлер и Элиягу Тайтельбойм. Многие из Боевого отряда не знали идиш - их отцы и они сами были из Йемена, Египта, Сирии, Ирака. Все они, ашкеназы и восточные евреи были одной семьей, как же он споет песню на языке, который часть его семьи не понимает? Как они будут чувствовать себя с этим? Но что-то было в этой юной девушке, и Майк не смог отказать. И он запел. "Хейнт либе Мэрион, трэфен мир зих ду бейм ранд фон канон..." Сара вспоминала: "Эта песня захватила нас и вскорости все, кто понимал, и кто нет, с воодушевлением повторяли припев... Уже потом, при последующих встречах я просила его перевести песню на иврит. Сказала, что она очень подходит подполью." И Майк пообещал, что когда-нибудь он это сделает.
Говорят, что Сара и Майк полюбили друг друга. Майк участвовал в акции ЭЦЕЛя в "ночь самолетов", когда 40 самолетов ВВС Британии были уничтожены на трех аэродромах, и в нападении на Серпенд, самую большую базу британцев на Ближнем Востоке. В этой операции ЭЦЕЛ обчистил все британские склады оружия, но Майк был ранен. В последствии англичане схватили его и его товарища и приговорили их к смерти. Они должны были быть повешены в тюрьме в Иерусалиме, в Мариинском подворье, но ЭЦЕЛ заявил: "На виселицу ответим виселицей!" Были захвачены британские офицеры и поставлен ультиматум. Британцы, чтобы "спасти лицо" заменили наказание на заключение в тюрьме Акко. Майк Эшбель должен был быть освобожден в операции ЭЦЕЛя по освобождению узников, но погиб.
Когда Майк сидел в камере смертников в Иерусалиме он выполнил обещание.
"Сегодня, Сара моя,
мы расстанемся, начнется война,
чтобы страну освободить
и угнетателя разбить.
Распрощайся с косой,
затяни пояс, меня обними,
в руки пулемет возьми,
и со мной - в строй!
На баррикадах встретимся, встретимся!
Принесем свободу кровью и огнем!
Ружье ружью просалютует!
Пуля пуле возликует!
И если на виселице
мне придется жизнь отдать,
ты не плачь,
так решено судьбой."
Со временем Командир напишет об этой песне:
"В этой песне есть любовь, любовь личная и безграничная любовь к нации, борющейся за свою свободу. Когда Майк описывает в песне человека, приговоренного к смерти, он пишет о том, что пережил он сам. Ведь он был приговорен к смерти и это переживание врезалось глубоко в его душу. Без преувеличения можно назвать его бойцом-поэтом."
Сара Розенфельд участвовала в нападении на "поезд с деньгами" и была среди семи девушек, которые на себе доставили захваченные деньги в Тель Авив. Возможно она стала прообразом "стройной блондинки с томмиганом, невесты Командира", командовавшей операцией, так ее описали в британской газете, когда описывали это нападение. Командовал захватом поезда "Эйтан"(Йерухам Ливни). Сара вышла замуж за "Эйтана" через день после провозглашения независимости и это была первая свадьба в независимом еврейском государстве. Их дочь - Ципи Ливни, член Кнессета.

יום שישי, 8 במאי 2020

Вода для брата

В 1937 году, когда впервые было предложено разделить западную часть Эрец Исраэль на два государства, южная граница его должна была проходить восточнее Ашдода - самым южным был мошав Беэр-Тувия. Тогда сионистское руководство поняло, что будущая страна может потерять Негев и выход к Красному морю. Срочно были разработаны планы: уже в 1939 появляется кибуц Негба, с 1941 и по 1944 год появляются еще кибуцы. В 1939 году англичане издают Белую книгу: они ограничивают репатриацию и запрещают евреям селиться и приобретать земли в Негеве. Но в 1943 году, в зоне, запрещенной для поселения возникают 3 испытательные станции и уже из них в 1946 на исходе Судного дня выходят первопроходцы и за одну ночь устанавливают 11 кибуцов. Но понятно всем, что без воды долго этот проект не простоит и еще в процессе заселения разрабатывается трубопровод.
Но где взять такое количество труб? Ни один производитель в Америке не был готов исполнить такой крупный заказ. Но трубы неожиданно нашлись в Лондоне. Во время немецких бомбардировок в 1940 году по всему Лондону были проложены сотни километров труб диаметром в 6 дюймов для тушения возможных пожаров. Теперь, когда судьба Германии была решена, трубы оказались не нужны и выставлены на продажу. Огромные запасы воды были найдены в районе кибуцов Гвар'ам и Нир-Ам, там сегодня находится музей воды и безопасности.
Оттуда и началось в феврале 1947 года строительство трубопровода, давшего воду не только еврейским поселениям, но и арабским. В его строительстве принимали участие как евреи так и арабы и это был поистине проект сосуществования двух народов.
Когда комиссия ООН посетила Нир-Ам, а так же и другие кибуцы и стоянки бедуинов, пользовавшихся водой, их решение относительно Негева было однозначным. Только еврейское государство может так о нем заботиться!
Александр Пэн, еврейский поэт писал о трубопроводе в поэме "Агарь":
Кто же в сердце пустыни врезает свой путь,
Кто в иссохшем копается чреве?
Кто о сталь разбивает могучую грудь,
Чтоб открылись колодцы в Негеве?
Кто, трудясь, не щадит ни здоровья, ни сил?
Это брат Исаак, — посмотри, Исмаил!
Кто кричит твоей матери: «Слышишь? Ответь!
(Как беснуется ветер пустыни!)
Чтобы сын твой не мог под кустом умереть,
Воду, воду несу я в кувшине.
Встань, о мать, и ступай, свою жажду забыв,
Ибо брат мой напьется и будет он жив».
— То зовет Исаак, — догадалась она,
И воспрянула мать Исмаила,
Напоила младенца и, веры полна,
Благодарно творца восхвалила:
«Славен бог, избавляющий нас от беды,
Утвердивший наш братский союз у воды, —
Да святится вовек его сила».

Майнфлауэр Израиля

В Израиле третья алия - третья волна репатриации ассоциируется с кораблем "Руслан". На самом деле эту алию характеризует то, что она начинается после первой мировой войны, репатрианты преимущественно из бывшей Российской империи, которая стала СССР, представители ее ориентированы социалистически - это были люди а-Шомер а-Цаир и они создали 83 кибуца в стране. Третья Алия длилась до начала сталинской реакции и не всегда была легальной. И все же именно корабль "Руслан" прибывший к берегам Яффы в декабре 1919 года, шестой корабль с начала этой волны становится ее символом.
1919 год. Одесса. первая мировая война закончилась, но в России бушует другая, страшная гражданская война, сопровождающаяся страшными погромами на всей территории бывшей черты оседлости. Еврейские беженцы собираются здесь в Одессе, защищенной французскими войсками чтобы бежать из надвигающегося кошмара. Одесский комитет - бывшие деятели Хиват Цион делают все для беженцев - оформляют им документы, организовывают курсы. Один из способов получить разрешение на въезд в Эрец Исраэль это доказать, что вы там были до войны и вас изгнали оттуда турки. "Это легко проверяется! заявляют в английском консульстве, в жили ва Тель Авиве? Назовите одну из улиц!" И вот, на курсах одесского комитета эмигранты побывавшие в Эрец Исраэль обучают других - улица Герцль, улица Ахад а-Ам, бульвар Ротшильд. Так набираются сотни беженцев. Параллельно ведутся переговоры с владельцами корабля. Те, видя ситуацию заламывают цену и евреи продают все свое имущество, чтобы купить заветный билет. В конце концов корабль отплывает с 671 пассажиром на борту в ноябре и прибывает через месяц в Яффу, в третий день праздника Хануки. 60 пассажиров этого корабля оставили неизгладимый след в истории своей страны. Это историк Иосиф Клаузнер, будущий член парламента и отец поэта Хаима Гури Исраэль Гури, тогда еще низвестная девушка Рахель Блувштейн, будущая Поэтесса Рахель, король эклектики в архитектуре Тель Авива Йегуда Мегидович и пророк Баухауса Зеэв Рехтер. Кто еще? Первый карикатурист в Эрец Исраэль Арье Навон и его брат Шмуэль - автор песни "арца алину". Танцор и основатель израильского кинематографа Барух Агадати. Первая женщина член Кнессета Рахель Коэн-Каган. Еще одна женщина Роза Коэн, лидер рабочего движения и мать будущего начальника генштаба и премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. По праву "Руслан" стал израильской "Майнфлауэр".

יום שבת, 2 במאי 2020

Легенда о всаднике

Кто был человеком за легендой? Его жизнь, как и его смерть в 52 года, началась с трагедии. Зайд родился в 1886 году в Сибири в поселке Зима. Его отец Ицхак Элиягу, литейщик по профессии, был сионистом и говорил на иврите. Он был выслан туда из Вильнюса царскими властями по обвинению в революционной деятельности. Судьба нек жаловала его отца, его первая жена и дети были убиты одним из рабочих в его литейном цехе.
Его вторая жена, Ребекка, из субботников, умерла от болезни, когда Александру было 4 года. Пораженный горем вдовец доверил своего сына своим друзьям в деревне. Зайд восторгался козаками, он видел их, скачущих на лошадях по зеленым полям и разлившимся рекам - и хотел походить на них. После третьего брака отца он переехал в Вильнюс. Отец умер, когда Александру было 15.
Михаэль Гальперин
Его встреча с Михаэлем Гальпериным, который приехал из Эрец Исраэль, чтобы организовать силы самообороны в городе после беспорядков в Кишиневе, была для него поворотом судьбы. Гальперин в своих речах о необходимости создания народного легиона разжег воображение 18-летнего Зайда, который отправился в Эрец Исраэль в 1904 году как один из пионеров Второй алии.
Александр Зайд 1910-1911 гг
Молодой Зайд был рабочим в еврейских поселениях, переезжая из одного в другое и видел насколько им необходима защита. Так он стал одним из основателей Бар Гиора (секретная боевая организация) и охранником. «Наша первая тайная встреча состоялась в Яффо, в маленькой комнате Бен-Цви, - писал он в своем дневнике о создании Бар-Гиоры в 1907 году. - Шохат и Бен-Цви составили короткий план, но нацеленный далеко вперед. Название «Бар-Гиора» и слоган: « В крови и огне Иудея пала, в крови и огне Иудея восстанет». Собрание прошло без каких-либо трений и споров, все выразили преданность идее, а мускулистые тела  выражали энергию. Мы передали себя судьбе".
Зайд и Бен Цви(слева) 1920 г
Арабы называли их "эль москуб" - московим. Они носили папахи, были одеты в косоворотки и обували сапоги.  В скорости они сменили одежду стали больше похожи на феллахов - стали носить кафийи. Передвигались и осуществляли охрану поселений и угодий на лошадях.
а-Шомер

Зайд сохранил эту традицию до конца и даже привил ее своим детям.
Ципора, Ифтах и Йоханан 1928 г
"Я отправился в Иерусалим из-за лихорадки, - писал он в своем дневнике. - Йехезкель Хенкин, который также болел, и я лежали в английской миссионерской больнице. За короткое время мы поправились и отправились на поиски работы. Мы познакомились с профессором Шацем (основатель школы искусств "Бецалель"), который призывал нас стать каменщиками. Мы ему сказали что нас тянет к сельскому хозяйству".
Красавчик Зайд, который после своей встречи с профессором также позировал обнаженным для учеников школы Бецалель, встретил в Иерусалиме Ципору Бекер, и она стала женщиной его жизни. Это была встреча противоположностей.
Ципора Бекер-Зайд
В отличие от Зайда, убежденного сиониста, Ципора была членом Бунда и намеревалась вернуться в Вильнюс. Эти планы рухнули, когда между ней и Зайдом вспыхнул огонь любви и Ципора стала его верной спутницей. 
В Кфар Гилади
Дети: Кохевет (сверху слева), Гиора (сверху справа), Йоханан и Ивтах(внизу). Фотограф Авраам Сускин, Кфар Гилади 1924 г
Какое-то время они поселились в Кфар-Гилади в Верхней Галилее, где он не совсем ладил с членами Трудогого Батальона, которые выступали за радикальные идеи равенства и были среди них и те, кто мечтал о коммунистической революции в стране. Они продолжали переезжать до тех пор, пока в 1926 году они не поселились в Шейх-Абреке, в самом сердце Изреэльской долины, с назначением Зайда охранником земель Еврейского Национального Фонда в рамках усилий по предотвращению вторжения арабов на еврейские территории. Он собрал вокруг себя "компанию пастухов", к которой присоединился и поэт Александр Пэн.
Семья Зайд и Александр Пэн (справа). Гиора Зайд (сын) в форме. 1938 г
Зайд, получавший удовольствие от работы в поле, был известен своей смелостью и любовью к своей стране, это выражалось и в его любви к археологии. 10 апреля 1936 года он обнаружил пещеру, копая яму для фундамента дома, который он потом построил на холме, и сразу же написал своему старому другу Ицхаку Бен Цви, председателю Национального комитета:
"Друг Бен Цви, привет! Вы и Майзлер (археолог Беньямин Мазар) должны приехать к нам в гости. Причина: мы обнаружили внутри пещеры надписи на иврите и греческом, изображние Меноры (семисвечников), а также двери с росписью".
Зайд в пещере в Бейт Шеарим
Пять дней спустя они прибыли из Иерусалима и Зайд был провозглашен Еврейским Исследовательским Обществом Палестины (сегодня Израильское Исследовательское общество) первооткрывателем Бейт-Шеарим, в котором находился Санхедрин и его возглавлял патриарх рабби Иегуда-аНаси. Сегодня Бейт Шеарим является национальным парком, а в 2015 году был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Через два года Бен Цви вернулся вместе с главами общины, включая Давида Бен-Гуриона и Берла Каценельсона, чтобы принять участие в похоронах Зайда, который был убит выстрелом в спину. Не задолго до убийства Касем аль-Табаш отправился со своим ружьем в колонию тамплиеров в Вальдхайме (сегодня Алоней Аба). По его просьбе слесарь-нацист добавил  в пули кусочки металла, что сделало их особенно смертельными.
В ярости от убийства их отца дети Зайда проникли вечером в соседнее стойбище бедуинов, намереваясь бросить гранату в одну из палаток, чтобы отомстить. Когда они подошли к палатке, услышали разговор родителей о визите доктора ребенку. Смутившись, как рассказал один из членов семьи, они покинули место. "Папа не учил нас причинять вред невинным", - сказал Гиора, первый из сыновей Зайда. Через четыре года убийца Касем аль-Табаш был убит мстителями из Пальмаха. Счет был сведен.
Через год после смерти Зайда Александр Пэн и Мордехай Заира написали песню, ставшую родной всем, в основном из-за исполнения ее Эстер Офарим.

*** для подготовки статьи использованы фотографии из архива семьи Зайд и статья Яакова Бар Она из Маарива.

יום שישי, 24 באפריל 2020

Земля текущая молоком и медом

Репатриация йеменских евреев достойна целой статьи и является уникальным примером героизма и самоотверженности. Она длилась с конца 19-го века и до 50-х годов, самой известной операцией была "Марвад а-ксамим" (волшебный ковер), в рамках которой прибыло 50 тысяч человек. Йеменские евреи не желали жить на пожертвования, они всюду искали работу в целях прокормить семью. И работали на самых тяжелых работах за низкий заработок.
Однажды такой еврей из Йемена шел к себе домой со стройки где он работал. Дорога проходила через апельсиновую плантацию, сочные спелые апельсины свисали с деревьев, пустой желудок пел серенады, а уставшие ноги еле шли. Решив отдохнуть, еврей забрался на дерево, разлегся на одной из широких ветвей, сорвал апельсин, почистил его и начал есть.
Мимо проходил хозяин плантации и увидел человека на дереве. подойдя ближе, он увидел что это йеменский еврей. "Ведь в Торе написано, Не Укради!", в сердцах воскликнул земледелец. "Земля текущая молоком и медом! воскликнул йеменец, Сидим на деревьях, едим апельсины и внимаем словам Торы!"

Один козленок и правосудие

Хад Гадья (один козленок). Эта песенка на арамейском языке вошла в каноны празднования праздника Песах и имеет самые разные варианты исполнений.
Впервые в молитвеннике появилась она в рукописном молитвеннике в 1406 году, а в Агаду вошла в 1590-м вместе с считалкой "Эхад, ми йодейа?"(Один, кто знает?). Хоть и написана она на арамейском, возможно, что была создана уже когда еврейский народ был изгнан из своей земли. У песенки есть много "сестер" с похожим содержанием появившихся в самых разных странах - от Франции и Германиии до Индии и Персии. 
Хад Гадья говорит нам, что несмотря ни на какую отчаянную ситуацию, в которой бы оказался еврейский народ, есть Суд и есть Судья.  
Суть в том, что купил папа на рынке козленка за две зузы (деньги такие), пришел кот и съел козленка.
Пришла собака и съела кота, который съел козленка которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Тогда палка побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).

Огонь сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Вода потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
А корова выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
И тогда пришел шойхет (резник), который зарезал корову, которая выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Шойхета забрал к себе Ангел Смерти за то что тот зарезал корову, которая выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
И пришел Господь Бог и убил Ангела Смерти, который забрал к себе шойхета за то что тот зарезал корову, которая выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Считалочка эта еще называется цепочкой Высшей Справедливости. Но однажды как у Маяковского, крошка-сын пришел к отцу и спросила кроха: Папа, если кот съел козленка, значит он неправ? И тогда права собака, которая съела кота! Но тогда получается, что раз собака права, то палка неправа, огонь прав, вода неправа, корова права, резник неправ, Ангел смерти прав и Господь Бог!!! Бог... неправ?
Нет, ответил отец, все не так! Отец принес козленка, а кот его съел. Значит разбираться должен был отец, чего собаке встревать?! Собака не права! И тогда все встает на свои места!

יום רביעי, 15 באפריל 2020

Пророк, которого ждут

В Старом Городе в Иерусалиме есть синагога пророка Элиягу. Это было в смутные времена, и горстка евреев собралась в канун Судного Дня на молитву и тут заметили что их 9, а молитва требует миньян - 10 молящихся мужчин. В растерянности молящиеся решили оставить синагогу и поспешить присоединиться к молитве в другой, как неожиданно появился человек. Его никто не знал, и не задавая вопросов сразу приступили к молитве. Так промолились до исхода следующего дня. И когда решили обратиться к нему, чтобы узнать, кто он, пригласить гостя к себе, тот исчез, как растворился в воздухе. Молящиеся поняли тогда, что это пророк. Так назвали они синагогу синагогой пророка Элиягу.

В древние времена, в 8 веке правил в Израильском царстве благородный царь Ахав. Царь снискал уважение соседей и финикийский царь Хирам выдал за него свою дочь Изевель. В приданное ей прислал он 400 жрецов Бааля - бога дождя. Это должно было послать благословение на земли его зятя.
Однако засуха постигла поля. Три года не выпадал дождь. Сыны Израиля молились и приносили дары Всевышнему, но и - на всякий случай - Баалю. Сомнение закралось в души людей - кто их наказывает, кто из Богов сильнее? И тогда выступил пророк. Он бросил вызов жрецам, и на горе Кармель, в самом высоком ее месте, были построены два жертвенника. Один Баалю и второй, из двеннадцати камней, по числу колен Израиля - жертвенник Всевышнему. Тот, что возгорится сам, того Бог и настоящий, такой вызов был брошен пророком жрецам. Элиягу победил - молния ударила в жертвенник Всевышнему. Пошел дождь. Народ, увидев знамение погнался за жрецами и не оставил ни одного из них живым. Изевель поклялась отомстить.
Элиягу, узнав, что царица послала за ним убийц, прятался в пещерах, а потом и вовсе ушел в пустыню, на Синай. И там, в одиночестве, он воззвал к Господу, "За что?! Разве не видишь ты, что я единственный, кто остался верен тебе?!"
Господь ответил радугой. Это был знак, что непримиримость, ревностность пророка не оправдана. Что есть люди, которые верны Ему, ждут Его. И правильный путь к любви и примирению. В праздник Песах мы ставим на стол бокал в доказательство этих слов и открываем дверь. и если посетит нас пророк Элиягу, он увидит доказательство слов Господа.
Согласно традиции именно пророк должен провозгласить о пришествии Мессии протрубив в Шофар (рог) 4 раза и на четвертый живые восстанут из мертвых и наступит эра справедливости.