יום שישי, 24 באפריל 2020

Земля текущая молоком и медом

Репатриация йеменских евреев достойна целой статьи и является уникальным примером героизма и самоотверженности. Она длилась с конца 19-го века и до 50-х годов, самой известной операцией была "Марвад а-ксамим" (волшебный ковер), в рамках которой прибыло 50 тысяч человек. Йеменские евреи не желали жить на пожертвования, они всюду искали работу в целях прокормить семью. И работали на самых тяжелых работах за низкий заработок.
Однажды такой еврей из Йемена шел к себе домой со стройки где он работал. Дорога проходила через апельсиновую плантацию, сочные спелые апельсины свисали с деревьев, пустой желудок пел серенады, а уставшие ноги еле шли. Решив отдохнуть, еврей забрался на дерево, разлегся на одной из широких ветвей, сорвал апельсин, почистил его и начал есть.
Мимо проходил хозяин плантации и увидел человека на дереве. подойдя ближе, он увидел что это йеменский еврей. "Ведь в Торе написано, Не Укради!", в сердцах воскликнул земледелец. "Земля текущая молоком и медом! воскликнул йеменец, Сидим на деревьях, едим апельсины и внимаем словам Торы!"

Один козленок и правосудие

Хад Гадья (один козленок). Эта песенка на арамейском языке вошла в каноны празднования праздника Песах и имеет самые разные варианты исполнений.
Впервые в молитвеннике появилась она в рукописном молитвеннике в 1406 году, а в Агаду вошла в 1590-м вместе с считалкой "Эхад, ми йодейа?"(Один, кто знает?). Хоть и написана она на арамейском, возможно, что была создана уже когда еврейский народ был изгнан из своей земли. У песенки есть много "сестер" с похожим содержанием появившихся в самых разных странах - от Франции и Германиии до Индии и Персии. 
Хад Гадья говорит нам, что несмотря ни на какую отчаянную ситуацию, в которой бы оказался еврейский народ, есть Суд и есть Судья.  
Суть в том, что купил папа на рынке козленка за две зузы (деньги такие), пришел кот и съел козленка.
Пришла собака и съела кота, который съел козленка которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Тогда палка побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).

Огонь сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Вода потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
А корова выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
И тогда пришел шойхет (резник), который зарезал корову, которая выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Шойхета забрал к себе Ангел Смерти за то что тот зарезал корову, которая выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
И пришел Господь Бог и убил Ангела Смерти, который забрал к себе шойхета за то что тот зарезал корову, которая выпила воду, котороя потушила огонь, который сжег палку, которая побила собаку, которая съела кота, который съел козленка, которого купил папа на рынке за две зузы (деньги такие).
Считалочка эта еще называется цепочкой Высшей Справедливости. Но однажды как у Маяковского, крошка-сын пришел к отцу и спросила кроха: Папа, если кот съел козленка, значит он неправ? И тогда права собака, которая съела кота! Но тогда получается, что раз собака права, то палка неправа, огонь прав, вода неправа, корова права, резник неправ, Ангел смерти прав и Господь Бог!!! Бог... неправ?
Нет, ответил отец, все не так! Отец принес козленка, а кот его съел. Значит разбираться должен был отец, чего собаке встревать?! Собака не права! И тогда все встает на свои места!

יום רביעי, 15 באפריל 2020

Пророк, которого ждут

В Старом Городе в Иерусалиме есть синагога пророка Элиягу. Это было в смутные времена, и горстка евреев собралась в канун Судного Дня на молитву и тут заметили что их 9, а молитва требует миньян - 10 молящихся мужчин. В растерянности молящиеся решили оставить синагогу и поспешить присоединиться к молитве в другой, как неожиданно появился человек. Его никто не знал, и не задавая вопросов сразу приступили к молитве. Так промолились до исхода следующего дня. И когда решили обратиться к нему, чтобы узнать, кто он, пригласить гостя к себе, тот исчез, как растворился в воздухе. Молящиеся поняли тогда, что это пророк. Так назвали они синагогу синагогой пророка Элиягу.

В древние времена, в 8 веке правил в Израильском царстве благородный царь Ахав. Царь снискал уважение соседей и финикийский царь Хирам выдал за него свою дочь Изевель. В приданное ей прислал он 400 жрецов Бааля - бога дождя. Это должно было послать благословение на земли его зятя.
Однако засуха постигла поля. Три года не выпадал дождь. Сыны Израиля молились и приносили дары Всевышнему, но и - на всякий случай - Баалю. Сомнение закралось в души людей - кто их наказывает, кто из Богов сильнее? И тогда выступил пророк. Он бросил вызов жрецам, и на горе Кармель, в самом высоком ее месте, были построены два жертвенника. Один Баалю и второй, из двеннадцати камней, по числу колен Израиля - жертвенник Всевышнему. Тот, что возгорится сам, того Бог и настоящий, такой вызов был брошен пророком жрецам. Элиягу победил - молния ударила в жертвенник Всевышнему. Пошел дождь. Народ, увидев знамение погнался за жрецами и не оставил ни одного из них живым. Изевель поклялась отомстить.
Элиягу, узнав, что царица послала за ним убийц, прятался в пещерах, а потом и вовсе ушел в пустыню, на Синай. И там, в одиночестве, он воззвал к Господу, "За что?! Разве не видишь ты, что я единственный, кто остался верен тебе?!"
Господь ответил радугой. Это был знак, что непримиримость, ревностность пророка не оправдана. Что есть люди, которые верны Ему, ждут Его. И правильный путь к любви и примирению. В праздник Песах мы ставим на стол бокал в доказательство этих слов и открываем дверь. и если посетит нас пророк Элиягу, он увидит доказательство слов Господа.
Согласно традиции именно пророк должен провозгласить о пришествии Мессии протрубив в Шофар (рог) 4 раза и на четвертый живые восстанут из мертвых и наступит эра справедливости.

Банкир и нищий

Жил в конце 19-го, начале двадцатого веков в Иерусалиме человек по имени Аарон Хаим Валеро. Большой такой человек. Его отец Яаков, потомок изгнанных из Испании евреев прибыл в Иерусалим из Кушты (Стамбул). Сначала он хотел быть шохетом (резником скота и птицы сгласно законам кашрута), но передумал и стал менялой. В те времена прибывали в Иерусалим паломники отовсюду, и франки, песеты, английские лиры, рубли и другие монеты прибывали в город. Менялы сидели в яффских воротах и процветали. Процветал и Яаков Валеро. Вместе с Хаимом Амзалегом и Яаковом Паскалем он создал банк Валеро, первый еврейский банк . Банк процветал и Яаков открыл еще два филиала - в Яффо и в Дамаске. Нет нужды объяснять почему в скорости именно Яаков Валеро, а в последствии и его сын Аарон Хаим стали представлять интересы еврейской общины в Иерусалиме. Деньги Халуки из Амстердама, финансирование визита Франца Иосифа, строительство Русского подворья, деньги фонда МонтеФиоре проходили через банк Валеро. "Золото Ротшильда, а серебро Валеро!" говорили в Иерусалиме Аарон Хаим был известен своей благотворительностью, на его землях стоят рынок Маханэ Йегуда, больница Шаарей Цедек и йешива "Бэйт Аарон". Валеро давал деньги, но не всем.
Старое здание больницы. Сегодня управление телерадиовещания
Так же как горы окружают Иерсалим, так нищие заполняют его. Что и говорить, все деньги филантропов уходили на нищих, а меньше их не становилось. И те обивали все пороги, где можно было хоть немножно заполучть пару миль (десятая часть гроша) или даже грошей. (средняя зарплата рабочего в Зихрон Яакове в 80-е годы 19-го века в день была 9-10 грошей).
монета в 1 грош 1927 год
Аарон Валеро, чтобы ему не докучали попрошайки, построил вокруг своего дома высокую стену из иерусалимского камня. Как-то разбудил славного мужа странный шум. Выходит Валеро из дома, а там видит, что какой-то нищий трется об стену. "Что тебе здесь надо?" Спросил нищего Валеро. "Вот прибыл недавно в Иерусалим, и сильно чешется спина. Остановился почесать." Смотрит Валеро, нищий в лохмотьях, не мылся наверно месяц, тощий и глаза черные. Засунул руку в карман, наскреб там десять грошей, протянул нищему, говорит: "Иди в баню, помойся и купи себе поесть что-нибудь!" Ну, нищий ушел. на следущий день просыпается Валеро от шума. Выходит, а там двое нищих! Наверно тот нищий им все рассказал. Разворачивается Валеро и возвращается в дом. "Эй, недоуменно окликнули его нищие, а как же мы?" "А вас двое, ответил Валеро, вы можете почесать спину друг другу!"

יום ראשון, 29 במרץ 2020

Хасиды с горы

Один из самых известых религиозных дворов в Израиле называют гурскими хасидами. Они известны своим строгим уставом, их яркий представитель - Лицман сегодня министр здравоохранения, первый министр среди ультроортодоксальной общины. Название "гурские" ивритизировано. Нет такого места ни в Польше, ни на территории Украины или Белоруссии с названием "Гур". А история начиналась так:
Основателем двора был рав Ицхак Меир Алтер, сам, наследник династии раввинов и гаонов, он отличался уже в детстве познаниями в Торе и неординарным мышлением и уже тогда собрал вокруг себя группу единомышленников и сподвижников. Он написал книгу "Обновления раввина Ицхака Меира". В иврите принято сокращать имя раввина и название звучит на иврите как "Хидушей Хари"м (Хараби Ицхак Меир)". Ребе женился на дочери варшавского богача Моше Халфана Фейге. И тесть пригласил его в Варшаву и обязался обеспечивать его во всех потребностях. Число приверженцев и учеников его росло и ребе решил перевести двор в скромное и уединенное место, подальше от городской суеты. Он выбрал Го́ру Калаварью, маленький городок южнее Варшавы и построил там Бэйс-Мидраш (йешиву, высшее религиозное учебное заведение). Так появились горские хасиды. (не путать с горскими евреями).
Здание Мидраша сегодня. После войны здесь был склад мебели, сейчас выкуплен гурскими хасидами. 
После его смерти его место занял его внук, известный своей книгой "Сфат Емес". Так сегодня называется улица в Иерусалиме, в квартале Махане Йегуда (сегодня Макор Барух), где решил построить йешиву его наследник Авраам Мордехай. Авраам Мордехай был впечатлен и вдохновлен декларацией Бальфура, в 1921 году он впервые посещает Иерусалим и встречается в нем с самыми важными людьми того времени - с Гербертом Самуэлем, с равом Авраамом Ицхаком Куком и с равом Зоненфельдом. В скором времени были выкуплены земельные участки и хасиды из Горы стали обосновываться в Иерусалиме, а потом и в Тель Авиве. Сам Авраам Мордехай еще 4 раза посещал святую землю, но всегда возвращался в Гору, к своим ученикам и своей общине. Он тоже написал книгу и его, как и его отца называли по его произведению - "Имрей Эмес" - "Слова правды".
Разразилась война и над ребе нависла смертельная опасность. Нацисты проявляли к нему, как к лидеру движения, которое уже охватило не только Польшу, но и страны Европы, палестину и Америку особый интерес. его перевезли в Варшаву и под вымышленным именем переводили из квартиры в квартиру. Кто-то сумел передать весточку в Америку и там хасиды перевернули горы. Они задействовали всех кого было можно - сенаторов, бизнесменов, адвокатов, посланников из самых разных стран и они сумели. За большой выкуп достали 11 паспортов и итальянских виз, и раби вместе с его женой, тремя сыновьями, тремя зятьями и с одним внуком, который осиротел (его отца убило в бомбежке) и еще пара человек были спасены. В Варшаве остались его старший сын, дочери, невестки и десятки внуков.
Хотя его отъезд держали в секрете, провожать его на вокзал пришли тысячи человек. 3 мая 1940-го года он прибыл в Хайфу. Здесь, в Эрец Исраэль пришлось узнать ему самую страшную весть - в Европе уничтожали евреев. Узнали об этом только в 1942-м, после обмена темплеров на евреев - граждан Палестины из Польши. Британцы обратились к Хагане, чтобы те допросили обмененных евреев на случай если те завербованы германской разведкой. Когда начался допрос женщина забилась в истерике - "Нас там убивают! Всех! Уничтожают в печах!" Еврейское население Эрец Исраэль охватил ужас. Рав Авраам Мордехай организовывает "митинг взывания". С амвона "Хурвы", главной ашкеназской синагоги в старом городе в Иерусалиме, он взывает к посту, молитве: "Нужно пробудить милость небес, нужно окрепнуть самим, нужно надеяться что Господь пошлет им спасение".
Рав Авраам Мордехай в Хурве
Последущие 6 лет не жаловали старца. Он часто болел и страдал. В 1948 году шла война. Иерусалим был в блокаде и подвергался нескончаемым бомбардировкам. Люди прощались друг с другом, когда шли за водой или за хлебом. Еврейские кварталы обстреливались из пушек с Масличной горы и Наби Самуэль и дома разрушались. С верхних этажей перебирались в нижние, и семья ребе тоже спустилась вниз. Наступил праздник Шавуот, но на праздник это похоже не было. Больной ребе и его хасиды сидели и молились о спасении как будто это не Шавуот, а 9 аба. И вот ребе сказал: "Мне пора наверх, меня ждут".
Йорцайт (поминки ребе) 1949 г.
Хасиды стали читать псалмы, ситуация становилась все хуже и хуже и вдруг - стук в дверь. Ребе скончался. Было решено похоронить рава Авраама Мордехая на Масличной горе. Но как? Идет война, нет перемирия, из дома выходить опасно. Обратились к Красному Кресту, но ответа нет. Неделю покойный лежал в доме. И наконец его старший сын Исраэль решил: "Похороним во дворе". Высекли могилу в скале и там похоронили рава Авраама Мордехая. Его дети продолжили возглавлять движеие хасидов. Сначала Исраэль, потом Симха Боним, потом Пинхас Менахем. В 1996 году умер его младший сын, пробыв на посту всего 4 года. Он был похоронен рядом с отцом.
Могилы реб Авраама Мордехая и реб Пинхаса Менахема сегодня.
Один из наследников реб Авраама Мордехая, Йосеф Арье Алтер по памяти воссоздал фасад Мидраша в Горе, как памятник славному ребе и его жизни.

יום שישי, 13 במרץ 2020

Негев - зеленая пустыня

Пустыня в Израиле определяется чертой в 200 миллиметров осадков в год. Поэтому каждый год пустыня в Израиле то расширяется на север, то отступает на юг. Но каждый год в феврале пустыня зеленеет и цветет.



Негев это колыбель нашей истории. Наш праотец Авраам селится здесь вместе со своей женой Сарой. Здесь рождается Исаак, здесь Авраам заключает союз с Авимелехом, царем Грара и в знак этого союза жертвует семь овец и дает клятву у колодца. И место это с тех пор зовется Беэр Шева (колодец клятвы).
Сегодня пустыня это это цветущий сад, где цветут анемоны, ирисы, ретамы и тамариксы.




А многие места напоминают нам о истории древней и недавней. Хирбет Маон - место где была найдена синагога византийского периода, парк Эшколь, где стоит полуразрушенный мост через реку Бсор, все что осталось от британской железной дороги соединявшей Беэр Шеву и Газу.




Дорога была построена сразу после первой мировой войны и проработала до середины 30-х годов прошлого века. Западный Негев становится основной целью для сионистского движения в начале сороковых годов и здесь строится трубопровод, целью которого дать воду поселениям в Негеве, как еврейским, так и арабским.
Мечта Давида Бен Гуриона о цветущем Негеве сбывается сегодня - все больше виноградников и пшеничных полей. Электрических плантаций превращающих солнечную энергию в электричество и даже бассейнов с рыбой. Или просто теплицы, где выращивают удивительно вкусную клубнику. В мошаве Йеша в районе реки Бсор можно посетить хозяйство Ори, где выращивают около 10 сортов клубники. Вы можете сами собирать клубнику. Для этого вам не придется нагибать спину - клубнику выращивают на подвесных грядках. Пока еще открыто и есть море клубники!





Фотографии Наталии Майзель.

יום שישי, 6 במרץ 2020

Реб Йоси Штэтлех-махер - реб Йоси Ривлин, основатель нового Иерусалима

"До сих пор помнят старцы Иерусалима реб Йоси Ривлина. В течение двадцати пяти лет он был писцом и доверенным лицом; днем трудился для бедных, а по ночам корпел над Торой, и всю жизнь не видел ничего хорошего, и смиренно подставлял свою спину под груз бед и страданий; и все деньги, поступающие в Иерусалим, проходили через его руки, а он не ел мяса и не пил вина даже в субботу и в праздничные дни, а довольствовался куском черного хлеба и черным кофе. И он умер, не оставив после себя вдове и сиротам ничего даже на одну трапезу, зато оставил после себя одиннадцать жилых кварталов, которые он добавил к Иерусалиму."
Так написал Ш. Й. Агнон в книге "Вчера-позавчера" о славном родственнике нашего президента Реувена Ривлина раавине Йосе Штэтлех-Махере, так звали его на идиш. Прадед Йоси Ривлина прибыл в Иерусалим в начале 19-го века, один из учеников виленского раввина Гаона Элиягу. Йоси Ривлин уже с самого детства удивял ученых мужей своими знаниями Танаха и Талмуда, а к восемнадцати годам начал писать статьи в прессу с призывом строить и развивать Иерусалим. В 1967 году он и его товарищи основали комитет общин, который заложил основы и построил новые кварталы вне крепостных стен города. В те времена кварталы вне города были опасны - они не были защищены от нападения разбойников ни стенами, ни армией. Неслучайно квартал Мишкенот Шаананим был построен как одна большая крепость с зубчатой крышей. Ворота Иерусалима закрывались на ночь, и многие жители первых кварталов возвращались ночевать в город.
Ривлин и шесть его товарищей стали отважной семеркой, которые создали квартал Нахалат а-Шив'а (имение семерых). С тех пор еврейские кварталы кольцом стали окружать Иерусалим - от Кфар Шилоах на юге и до Шимон а-цадик на севере. В 1870-е годы появляются новые кварталы между двумя дорогами - дорогой на Яффо и дорогой Дир-Ясин, которая вела в деревню, на месте которой сегодня стоит квартал Гив'ат Шмуэль. За их строительством, сбором средств и заселением стоял Йоси Ривлин. Йоси Ривлин стоял за каждым документом, каждой купчей, каждым уставом каждого нового квартала. он ходил из дома в дом в старом городе и рассказывал о том как строится новый Иерусалим, как заселяются кварталы. Лишь два часа в день уделял он делу, которое любил больше всего - преподаванию Талмуда в мидраше. Кампания создания новых кварталов и их заселения велась как в Эрец Исраэль, на просторах Османской империи, так и за границей - в России, в Европе и в Америке. После создания квартала Мишкенот Исраэль османские власти решают прекратить закрывать Яффские ворота на ночь и новые кварталы стали частью Иерусалима. В 1896-м году, в возрасте 59 лет заболел раввин Йоси Ривлин воспалением легких и спустя неделю вернул свою душу Создателю. Его именем хотели назвать дорогу Дир-Ясин, но ту в последствии переименовали в Агриппас, по имени иудейского царя, наследника Ирода, строившего и укреплявшего стены Иерусалима. А улицей Ривлина стала одна из улочек самого его первого квартала. Сегодня это одно из самых оживленных мест в Иерусалиме. Здесь полно ресторанов, которые работают до поздна и здесь можно отведать хорошего хумуса.