Один из самых известых религиозных дворов в Израиле называют гурскими хасидами. Они известны своим строгим уставом, их яркий представитель - Лицман сегодня министр здравоохранения, первый министр среди ультроортодоксальной общины. Название "гурские" ивритизировано. Нет такого места ни в Польше, ни на территории Украины или Белоруссии с названием "Гур". А история начиналась так:
Основателем двора был рав Ицхак Меир Алтер, сам, наследник династии раввинов и гаонов, он отличался уже в детстве познаниями в Торе и неординарным мышлением и уже тогда собрал вокруг себя группу единомышленников и сподвижников. Он написал книгу "Обновления раввина Ицхака Меира". В иврите принято сокращать имя раввина и название звучит на иврите как "Хидушей Хари"м (Хараби Ицхак Меир)". Ребе женился на дочери варшавского богача Моше Халфана Фейге. И тесть пригласил его в Варшаву и обязался обеспечивать его во всех потребностях. Число приверженцев и учеников его росло и ребе решил перевести двор в скромное и уединенное место, подальше от городской суеты. Он выбрал Го́ру Калаварью, маленький городок южнее Варшавы и построил там Бэйс-Мидраш (йешиву, высшее религиозное учебное заведение). Так появились горские хасиды. (не путать с горскими евреями).
Здание Мидраша сегодня. После войны здесь был склад мебели, сейчас выкуплен гурскими хасидами. |
После его смерти его место занял его внук, известный своей книгой "Сфат Емес". Так сегодня называется улица в Иерусалиме, в квартале Махане Йегуда (сегодня Макор Барух), где решил построить йешиву его наследник Авраам Мордехай. Авраам Мордехай был впечатлен и вдохновлен декларацией Бальфура, в 1921 году он впервые посещает Иерусалим и встречается в нем с самыми важными людьми того времени - с Гербертом Самуэлем, с равом Авраамом Ицхаком Куком и с равом Зоненфельдом. В скором времени были выкуплены земельные участки и хасиды из Горы стали обосновываться в Иерусалиме, а потом и в Тель Авиве. Сам Авраам Мордехай еще 4 раза посещал святую землю, но всегда возвращался в Гору, к своим ученикам и своей общине. Он тоже написал книгу и его, как и его отца называли по его произведению - "Имрей Эмес" - "Слова правды".
Разразилась война и над ребе нависла смертельная опасность. Нацисты проявляли к нему, как к лидеру движения, которое уже охватило не только Польшу, но и страны Европы, палестину и Америку особый интерес. его перевезли в Варшаву и под вымышленным именем переводили из квартиры в квартиру. Кто-то сумел передать весточку в Америку и там хасиды перевернули горы. Они задействовали всех кого было можно - сенаторов, бизнесменов, адвокатов, посланников из самых разных стран и они сумели. За большой выкуп достали 11 паспортов и итальянских виз, и раби вместе с его женой, тремя сыновьями, тремя зятьями и с одним внуком, который осиротел (его отца убило в бомбежке) и еще пара человек были спасены. В Варшаве остались его старший сын, дочери, невестки и десятки внуков.
Хотя его отъезд держали в секрете, провожать его на вокзал пришли тысячи человек. 3 мая 1940-го года он прибыл в Хайфу. Здесь, в Эрец Исраэль пришлось узнать ему самую страшную весть - в Европе уничтожали евреев. Узнали об этом только в 1942-м, после обмена темплеров на евреев - граждан Палестины из Польши. Британцы обратились к Хагане, чтобы те допросили обмененных евреев на случай если те завербованы германской разведкой. Когда начался допрос женщина забилась в истерике - "Нас там убивают! Всех! Уничтожают в печах!" Еврейское население Эрец Исраэль охватил ужас. Рав Авраам Мордехай организовывает "митинг взывания". С амвона "Хурвы", главной ашкеназской синагоги в старом городе в Иерусалиме, он взывает к посту, молитве: "Нужно пробудить милость небес, нужно окрепнуть самим, нужно надеяться что Господь пошлет им спасение".
Рав Авраам Мордехай в Хурве |
Последущие 6 лет не жаловали старца. Он часто болел и страдал. В 1948 году шла война. Иерусалим был в блокаде и подвергался нескончаемым бомбардировкам. Люди прощались друг с другом, когда шли за водой или за хлебом. Еврейские кварталы обстреливались из пушек с Масличной горы и Наби Самуэль и дома разрушались. С верхних этажей перебирались в нижние, и семья ребе тоже спустилась вниз. Наступил праздник Шавуот, но на праздник это похоже не было. Больной ребе и его хасиды сидели и молились о спасении как будто это не Шавуот, а 9 аба. И вот ребе сказал: "Мне пора наверх, меня ждут".
Йорцайт (поминки ребе) 1949 г. |
Хасиды стали читать псалмы, ситуация становилась все хуже и хуже и вдруг - стук в дверь. Ребе скончался. Было решено похоронить рава Авраама Мордехая на Масличной горе. Но как? Идет война, нет перемирия, из дома выходить опасно. Обратились к Красному Кресту, но ответа нет. Неделю покойный лежал в доме. И наконец его старший сын Исраэль решил: "Похороним во дворе". Высекли могилу в скале и там похоронили рава Авраама Мордехая. Его дети продолжили возглавлять движеие хасидов. Сначала Исраэль, потом Симха Боним, потом Пинхас Менахем. В 1996 году умер его младший сын, пробыв на посту всего 4 года. Он был похоронен рядом с отцом.
Могилы реб Авраама Мордехая и реб Пинхаса Менахема сегодня. |
אין תגובות:
הוסף רשומת תגובה