יום שישי, 13 בפברואר 2015

История арабо-еврейского конфликта. Часть третья.



Третья часть нашей трилогии делится н две части, водоразделом которых является война Судного дня. Эта война совершила перелом в сознании израильской общественности и пересмотр своего отношения к государству, к ведущей идеологии и к арабскому меньшинству.
Новая действительность и надвигающийся раскол заставили арабов создать круговую поруку. На заседании лиги арабских стран было принято решение трех "нет".

Нет признанию государства Израиль, нет переговорам с государством Израиль и нет миру с Израилем. Так Израиль, оккупировавший территории и надеявшийся вернуть их в обмен на мир, встал перед вопросом: что делать с территориями?

В Израиле же молниеносная победа и освобождение Иерусалима вызвало волну национализма и религиозного подъема. Возвращались поселения. Гуш-Эцион, Кфар-Даром. В Хевроне в 1968 в пасхальные праздники группа евреев сняла гостиницу Парк. Сто человек праздновали возвращение евреев в древний и святой город. Слышались требования аннексировать территории. Эйфория, вызванная победой над тремя странами, заставила людей поверить в свою непобедимость.

В ООН арабы убеждают всех в виновности Израиля в последней войне и на Израиль накладывают военное эмбарго. СССР потеряла популярность как страна, проигравшая в войне. ООП базируется в Иордании для дальнейшего проникновения в Израиль и организации терактов. Египет начинает войну, которая в истории Израиля получит название войны на истощение.

Война на истощение.


Израильский солдат на укрепленях Суэцкого канала. 1970 г.

Хотя эту войну начал Египет, основными действующими силами в ней были 32 тысячи советских солдат. В Египет были отправлены зенитно-ракетная дивизия, два авиационных полка и дополнительная эскадрилья. По всей протяженности фронта были развернуты зенитные батареи. Советские войска прибывали в Египет тайно, там получали египетскую форму. Тем не менее, советские летчики не смогли противостоять израильским ВВС и уже к концу лета 1970 г. признали, что не могут гарантировать безопасное небо для Египта. Было подписано соглашение о перемирии, а советские войска снова вернулись на Родину. Ненадолго.

Мировое сообщество и США не оставляло усилий прекратить войну. Госсекретарь Роджерс предложил в обмен на признание Израиля вернуть территории. Хотя Иордания и Египет согласились, Израиль отказался. Чтобы противодействовать плану Роджерса впервые было создано произраильское лобби при Конгрессе США. Теперь и Израиль начал оказывать давление в Америке и Европе.

Черный сентябрь.


Захваченные самолеты в аэропорту Доусон 1970 г.

В то же время в Иорданской долине война продолжалась. Шестидневная война выбила террористов Арафата из Иудеи и Самарии, и они обосновались в Иордании. Центром ООП был городок Караме. Регулярные вылазки террористов не делали жизнь Цахаля спокойной. Было решено совершить ответную акцию – захватить Караме и уничтожить руководство ООП. Учитывая политику Хусейна, ожидалось, что в этом районе не будет иорданских войск. Захват Караме предполагался как акция возмездия. Перед наступлением были разбросаны листовки для мирных жителей с предостережением и призывом покинуть город. Операция потерпела фиаско. И хотя потери террористов и иорданцев были выше, Иордания распиарила победу в Караме как первую победу над агрессором и поворотный момент в борьбе с сионистским врагом. С тех пор ООП организовала в 68-м и в 69-м 480 диверсий против Израиля. Усиление авторитета ООП стало угрожать хашемитской династии, правившей страной с 70% населения палестинских арабов. ООП вполне серьезно считала себя хозяином Иордании. Чтобы король вел себя хорошо, для начала, как предупреждение, 1 сентября 1970 г. было совершено покушение. Неделей позже были захвачены 3 самолета и посажены на территории Иордании. Это была капля, переполнившая чашу терпения. Был распущен парламент и создано военное правительство. Иордания начала военные действия против ООП с одной целью – вышвырнуть неблагодарных террористов из страны. Так начались события, которые получили потом название "Черный сентябрь".

В процессе военных действий Сирия, покровитель ООП, выдвинула свои войска – 350 танков в Иорданию. Появилась серьезная угроза королевской династии. Король Хусейн обращается к США за помощью.

Если раньше отношения Израиля и США можно было охарактеризовать, как случайный роман, когда США пытается использовать Израиль в своем противостоянии с СССР, то именно просьба Хусейна явилась поворотным моментом. США не могли помочь Иордании в столь краткие сроки. Они обратились к Израилю в обмен на предоставление гарантий. Этот конфликт был первым, в котором Израиль и Сирия выступили как полномочные представители противостояния держав – США и СССР. Израиль пригрозил Сирии войной, если та сдвинет свои танки на юг. Американцы тем временем выдвинули свой шестой флот к берегам Сирии и СССР оказался не готовым. К лету 1971 г. Иордания выгнала со своей территории ООП, а Израиль становится уже законным и официальным союзником США.

ООП, поднявшая флаг арабского национализма, оказалась изгоем в своей естественной среде – среди палестинских арабов. Она нашла свое убежище в Ливане, стране демократической и либеральной. Жемчужине Ближнего Востока, которой теперь предстояло пасть в хаос насилия и войны.

Война Судного дня.



Следующий раунд в процессе сосуществования Израиля и его арабских соседей не заставил себя долго ждать. СССР, престиж и авторитет которого сильно пострадали за этот период предложил смыть кровью этот "позор". Начала готовиться крупномасштабная операция, в которой две страны, одна с юга (Египет), а другая с севера (Сирия) внезапно нападут на Израиль и уничтожат сионистское образование. В Сирию были посланы военные консультанты всех рангов. Советские инструкторы обучали сирийского солдата всему – от владения стрелковым оружием и до владения танком и самолетом. Планы вторжения разрабатывались в двух генеральных штабах – в Дамаске и в Москве. Разрабатывались планы координации сил Сирии и Египта. Сирия и Египет получали новейшее вооружение – самолеты, вертолеты, танки, БТР, обмундирование и приборы ночного видения. Атака планировалась уже в 72-м, но подготовительные маневры показали низкий уровень и было решено отложить на год. Избранный день атаки казался наиболее удачным. В иудейской религии Судный день является самым строгим постом. Все дома. В Израиле в этот день не ходит транспорт, даже личный. Скорая помощь и пожарные выезжают только по самым экстренным случаям. В армии на позициях оставляют минимальный состав. Как правило, бдительность в такой день снижается.

И удар был нанесен. Это был сокрушительный удар, сметающий на своем пути всю израильскую армию, в считанные дни были захвачены южная часть Голанских высот, две египетские армии пересекли Суэцкий канал и начали движение на север. Но союзники и их патроны не учли одного: Судный день – это идеальный день для призыва резервистов. В считанные часы были сформированы и уже двигались на позиции войска. Танковая бригада Ариэля Шарона обогнув Синайский полуостров вышла в тыл арабских армий и пересекла Суэцкий канал, когда ничто не останавливало ее войти в Каир. На севере один батальон танков сумел остановить продвижение сирийских войск и обратил ход войны в другую сторону. Последовавший за этим танковый рейд, подошедший к Дамаску, положил конец войне. Теперь Ближний Восток ожидало "мирное время".

Мирное время.

Война Судного дня совершила перелом в сознании израильского общества. Люди поняли, что "безопасные границы" это иллюзия. Что враг способен напасть и превратить в кошмар жизни граждан, где бы границы не проходили. Появились голоса, требующие политического решения. ООП, неспособная ударить по Израилю изнутри, все больше переносила конфликт на международную арену. Поддерживаемая СССР, ООП пользовалась так же и полной поддержкой левых партий в Европе, евреи в которой все чаще испытывали это на себе. Так европейские правительства, обеспокоенные опасной ситуацией противостояния у них дома евреев и арабов пошли на негласные соглашения, по которым ООП воздерживается от терактов на их территории в обмен на политическую поддержку. Совет Безопасности ООН приравнивает сионизм к расизму. В США, чтобы противостоять про-арабским антисемитским силам создается лига защиты евреев. Ее лидер Меир Каханэ предлагает свое решение конфликта – Израиль без арабов. Он даже пытается баллотироваться в Кнессет, но Верховный Суд определяет его партию "Ках" как расистскую и снимает ее с предвыборной компании.
Усилиями США достигается соглашение о мире между Египтом и Израилем. Израиль возвращает Синай. В то же время ООП усиливает обстрелы Израиля из катюш, поставляемых ей из СССР через Сирию. Начинается новая война.

Мир Галилее.


Милиции ООП в Бейруте 1979 г.

Мир Галилее, или ливанская война вошла в историю как самая долгая война. Войдя в Ливан, Израиль преследовал только одну цель – вытолкнуть оттуда ООП. Надо сказать, что, как прежде в Иордании, ООП фактически "изнасиловала" Ливан, подчинив его своей воле. Зашкаливало количество оружия и боеприпасов, найденных в лагерях беженцев. Местное население встречало входящие силы Цахаля как освободителей. Однако ненадолго. Президент Ливана, подписавший мир с Израилем убит палестинскими террористами. В ответ фалангисты – вооруженные милиции христиан входят в два лагеря беженцев – Сабру и Шатилу и устраивают резню. Начинается гражданская война. Израиль больше не освободитель – он захватчик и поддерживает убийц. Так, впервые, христиане сближаются с евреями. На этом фоне встает новая сила, поставившая своей целью уничтожение Израиля – Хизбалла. В диверсиях против Цахаля, а также против армии южного Ливана она кует свою силу и авторитет.

ООП, скомпрометировавшая себя окончательно, снова отправилась скитаться. На этот раз дела обстояли хуже. Ни одно арабское государство не хотело впускать их к себе. Наконец Тунис, выставив жесткие условия согласился приютить у себя "политическое руководство" ООП. Это значило, что ни один палестинец не появится на территории Туниса с оружием. Это было тяжелым ударом по ООП. Они лишились своей естественной среды – лагерей беженцев, они лишились возможности тренировать свои отряды, и они лишились влияния на территории оккупированные в 67-м.

Свято место пусто не бывает.


Парад Хамаса в Газе

ООП отдалилась от берегов Израиля и связь с ней ослабла. Но это не значило, что ослабла ненависть к тем, кто унизил своей победой людей, волей истории оказавшихся в тесных лагерях за колючей проволокой. Они никогда не винили в этом египтян или иорданцев. Их боялись. Их тоже ненавидели. Но истинной причиной своих трудностей арабы-беженцы видели Израиль. Вместе со свершением исламской революции в Иране стали поднимать голову в Израиле новые группировки, взявшие на вооружение Коран и калашников. Наиболее доминантная – Хамас, перехватила эстафету у ООП. В конце 80-х вспыхнуло восстание в Газе, Иудее и Самарии.


Хеврон (Эль-Халиль). Гробница праотцов


Тем не менее усиливалось что-то новое. Все больше евреев селилось в Иудее и Самарие. Строились дороги. Арабы ехали работать в Израиль. На стройке, в ресторанах, в сельском хозяйстве, во всех отраслях можно было видеть рабочих с территорий. Газа, Хеврон и Шхем (Наблус) строились и расширялись. Среди арабов стала выделяться прослойка олигархов. Евреи все больше ездили закупаться на арабских рынках. Это новое было хорошо забытым старым – сосуществованием.

С обеих сторон были люди, которым это мешало. Огромная разница в расходах, гуманитарная поддержка европейских стран арабов на территориях позволяли последним держать низкий уровень цен. Так все больше еврейских предприятий внутри зеленой черты вынуждены были снижать цены, порой даже до убыточных. Некоторые даже сворачивали предприятия и просто покупали у арабов. Это должно было неизбежно привести к новой волне насилия. Теперь идея разделения исходила из Израиля. Для еврейских олигархов было неважно, если это будет односторонним или двусторонним разделением. Им это нужно было как можно скорее. Через прессу накаляли ситуацию в обществе. Создавались искусственные дефициты, в которых обвинялось избранное правительство. Оказывалось давление и через США.


Церемония подписания Ословских договоренностей 1993 г.


Правительство Буша обещало гарантии перед выборами левым партиям. Так пришло к власти правительство, полностью изменившее правила игры. Правительство, состоящее из людей социалистической ориентации, но поддерживаемое олигархами, людьми, стремящимися сконцентрировать в своих руках всю власть. Первым делом была прекращена регулярная занятость арабов – свернуты и заморожены на неопределенный срок строительные проекты. Возникший дефицит жилья поднял цены. Арабов заменили румынами и китайцами. Им можно было платить гораздо меньше. Усилившийся антагонизм снизил посещаемость территорий евреями, жившими внутри зеленой черты. Стали строить новые дороги – в объезд арабских деревень. В то время, как каждые две недели в Израиле взрывался автобус, прибыли олигархов взлетали. Экономические показатели били рекорды, а страной стали управлять десяток семей.
Народ, еще не способный понять всю суть происходящих событий, тем не менее выступил против навязанных ему процессов. Инстинкты не подводили. Еврейский народ не понимал, почему в ответ на теракты ничего не предпринимается. С какой целью ООП, кучка обанкротившихся террористов и врагов Израиля, доставлена из Туниса, вооружена и назначена управлять арабской автономией. Элиты общества тоже не понимали почему народ, среднестатистическое благосостояние которого растет, выступает против них. И тогда были намечены цели – поселенцы, религиозные сионисты и просто люди правых взглядов. Их СМИ, принадлежащие элитам, объявляют "инородным телом", врагами, пособниками ХАМАСа.
Волнения, начавшиеся внутри Израиля привели к патовой ситуации, которую надо было решить меньшей кровью. Стороны негласно идут на компромисс. Правые силы принимают соглашения, подписанные в Осло между Арафатом и Рабиным, а левые силы сходят со сцены. Так, олигархическая верхушка продолжает управлять страной и всеми процессами. Еврейскому обществу, все еще стремящемуся к сосуществованию, построили казино в Иерихоне.

21-й век.


Изгнание поселенцев в процессе "Размежевания".


Арабо-Израильский конфликт в новом тысячелетии меняет фазу. Это уже не борьба евреев за существование государства и борьба арабов против него. Это борьба олигархов и элит против своего народа в Израиле, и борьба нового палестинского руководства против создания государственного образования на тех территориях, на которых арабы способны его вообще создать.

Нынешнее арабское руководство это привезенная из Туниса "политическая" верхушка ООП и добившаяся власти методом запугивания и террора верхушка Хамаса. Эти люди опять же не представляют коренное население, пытающееся поднять свой жизненный уровень за счет остатков сосуществования, а скорее своих заграничных спонсоров, ставящих для себя целью старую идею уничтожения Израиля. Получив государство в границах даже бывшей оккупированной части Иордании и Египта – зеленой черты 1949 г., они не достигнут своих намеченных целей – скорее наоборот. 

Географические особенности не позволяют создание собственного аэропорта, нет сообщения между Газой и Иудеей и Самарией. Острая проблема водоснабжения в Иудее потребует для своего решения много энергетических ресурсов. Даже если эти проблемы будут решены за счет Израиля, есть еще и проблема беженцев, скорее основная проблема всей этой истории. Она не найдет никакого решения при любом раскладе.




Израильское общество готово к определенным уступкам, при условии, что в результате наступит мир, но ситуация скорее говорит об обратном. Создавая арабское государство, мы обрекаем наши два народа на еще несколько десятилетий мучения и вражды.
В то же время постепенно укореняется в сознании общества новая ситуация – нынешняя. Когда переговоры зашли в тупик и в тоже время экономические законы рынка и сосуществования берут свое и диктуют действительность арабы и евреи становятся снова ближе друг к другу. Кто знает, может это затишье перед следующей бурей, а может бури и затишья это и есть судьба нашего региона.


יום רביעי, 21 בינואר 2015

История арабо-еврейского конфликта. Часть вторая.


Беженцы.

Беженцы. Хан-Юнис, 1948 г.

В 1949 г. Ближний восток стоял перед новой реальностью. Возникло новое государство, арабские страны оснащенные лучшей английской и французской техникой оказались бессильными против кучки плохо вооруженных беженцев из концлагерей Европы. Сотни тысяч арабских беженцев ютились в лагерях и готовы были наводнить Иорданию, Египет, Ливан и Сирию. Отдельные этнические группы, например, друзы, начали проявлять симпатию к новому молодому государству. Вернувшиеся домой солдаты и офицеры арабских армий, униженные непонятным поражением, чувствовали себя преданными своими правителями, которых справедливо считали западными марионетками. Молодой Израиль принимал новую массовую эмиграцию евреев из арабских стран. Люди, богатые и образованные, занимавшие ранее положение в арабском обществе и вспоминавшие о своей вере лишь дома и в синагоге, в одночасье оказались изгоями, подозреваемыми в шпионаже, вынужденными бросить все нажитое веками добро и бежать с одним чемоданом под покровом ночи. Организованные Моссадом операции по спасению евреев Ирака, Йемена, Ливана и Египта до сих пор частично засекречены. Израиль осваивал Негев, Изреэльскую долину, строил новые города – Ашдод, Ашкелон, развивал минеральную индустрию Мертвого моря, превращал в столицу Иерусалим. Размах строительства был огромен. Все это повышало жизненный уровень и превращало только что созданную страну в полупустыне в зеленый сад, островок Европы на Средиземном море.
В тоже время в арабских странах должны были решать новую для них проблему – проблему арабских беженцев. Эта проблема возникла в процессе войны за независимость. Арабы бежали по разным причинам. Назову основные:
1.       Участие во враждебных действиях против Израиля. Например, арабские села в "Иерусалимском коридоре" участвовали в блокаде еврейской части Иерусалима и в боевых действиях.
2.       Страх перед новой властью, ожидание, что новая власть поступит с ними также, как поступили бы они, победив евреев.
3.       Призыв арабских стран освободить место для боев и обещание, что после их победы местные жители получат еврейских женщин и детей в качестве рабов, а также их имущество.
Но в итоге войны вместо новоявленных шейхов с рабами появились лагеря с беженцами – бывшими жителями Яффы, Рамлы, Лода, Верхней Галилеи. Лагеря находились преимущественно в секторе Газа, в Иудее и Самарии. В Ливане и Сирии. Правители арабских государств отказались принять их и взять на себя ответственность за их судьбу. Им выдали специальные удостоверения, ограничили в передвижении, дали особый статус. Теперь этот статус переходил по наследству. От отца – сыну. Эти люди, уже бывшие инструментом в руках англичан и Эль Хусейни снова готовились стать им, но уже в новой борьбе и в новой роли – роли несчастных и обездоленных, изгнанных из дома сионистским врагом.  
Стычки начались сразу после установления мира. Они носили скорее экономический, чем политический характер. Воровали урожай, сельхозтехнику, домашнюю утварь. Иногда переходили границу, чтобы просто работать, т.к. работы в лагерях и в округе для беженцев не было. Израиль со своей стороны ужесточил контроль. Воры и просто нарушители границы сурово наказывались. Процветание за проволокой границы и безысходность в лагере ожесточило людей, и снова звучал призыв к борьбе с сионистским врагом.

Революции.

Молодые офицеры. Переворот в Каире 1952 г. 

Униженные поражением офицеры арабских армий возвращались домой после войны. Гамаль Абед Эль Нацер закончил войну в деревне Фалуджа, там сегодня стоит город Кирьят Гат. Целый корпус египетских войск был окружен и находился в этом котле уже полгода. Учитывая продолжающиеся переговоры о перемирии, корпус не трогали, хотя и отрезали его от всех источников довольствия. Чтобы не портить отношения, после подписания перемирия корпусу разрешено было выйти с поднятыми флагами. "Победители" вернулись чтобы скинуть английскую марионетку.










Шишакли был молодым и амбициозным сирийским офицером. В 48-м он присоединился к Армии Спасения Фаузи Эль Каукджи и командовал вторым батальоном "Ярмух". С ним он прошел по верхней Галилее, и отовсюду его гнали. Под конец он потерпел поражение в Цфате. Однако это не помешало ему вернуться героем и обвинить в своих неудачах французско-английских ставленников.

Убийство короля Абдаллы 1951 г. 





Король Абдалла тоже был обвинен в предательстве своими офицерами, а также семейством Эль Хусейни, которые и подослали к нему убийц, когда он прибыл на пятничную молитву в мечеть Эль Акса со своим внуком. Так, в начале 50-х Великобритания лишилась всяческого контроля на Ближнем Востоке. В игру вступали новые игроки.


Державы.


Первую половину пятидесятых Израиль в одиночку отражал удары, а кое-где пришлось смириться с откровенным захватом земель. Но уже с самого начала картина начала меняться как во всем мире, так и для Израиля. Советский Союз искал новых союзников в лице новых правительств Египта и Сирии. Нацер, увлекшийся идеями социализма провозгласил о национализации активов западных держав, в том числе Суэцкого канала, акции которого принадлежали правительствам Англии и Франции. Так прежние враги увидели, что они могут помочь друг другу в новой действительности.

Операция Кадеш.
Французские самолеты Москито 1956 г. 

 В 1956 г. Израиль Англия и Франция предприняли совместное вторжение в Синай. Цель англичан и французов был Суэцкий канал, цель Израиля – покончить с вылазками с Синайского полуострова и сектора Газы. Цахаль должен был дойти до канала и остановиться. Дальше должны были выступить союзники. Но они облажались. Все окончилось международным кризисом, СССР угрожал вступить в войну, американцы, заигрывавшие с арабами с другой стороны – Саудовской Аравией и Эмиратами, тоже стали кривить физиономию. Израиль отступил к зеленой черте, а Англия, Франция и Египет заключили соглашения. Единственной стороной, вынесшей выгоду из этой операции был все-таки Израиль. Израиль сумел заключить свои самые крупные до тех пор сделки по закупке самолетов и другого оружия, захватил порядочное количество трофейных танков Т-34, только полученных египтянами от СССР. Но самое главное, Израиль сумел показать, что он способен за себя постоять. Вылазки против Израиля сократились, и теперь сами египетские военные препятствовали им.

Война за воду.

Строительство водопровода "Хамовиль Хаарци" 1964 г. 

В то время, как на южной границе постепенно все шло к нормализации, накалялась ситуация на севере. Развитие поселений в Негеве требовало много ресурсов и прежде всего, воды. Первый проект – брать воду из верхнего Иордана был оспорен сирийской стороной в силу соглашений о перемирии. Тогда появился проект "Хамовиль Хаарци". Плотина Дгания перекрывала выход воды в Иордан, вода шла вверх с помощью насоса, оттуда направлялась через водохранилища на юг.
В начале Сирия пыталась протестовать через ООН. Один из ее доводов был: "Воды Кинерета, направленные в Негев, будут способствовать укреплению государства Израиль." Именно этот довод дал понять всему миру, что интересы Сирии не в том, что фаллахи на Голанах останутся без воды (их и не было там), а в ослаблении и уничтожении соседнего государства руками Объединенных наций.
Израиль завершил проект "Хамовиль Хаарци" – водопровод из озера Кинерет в Негев в 1964 г. Собравшаяся в Дамаске лига арабских государств приняла два решения: координация действий между Сирией, Ливаном и Иорданией в переносе русла верхнего Иордана от его истоков на территорию Иордании в обход Кинерета и создание террористической организации для организации диверсий на территории Израиля – ООП.
Так началась малоизвестная война, война, о которой не знали даже многие ее участники. На Голанах начались работы по проведению канала. Израиль через свою разведку узнал где проходят работы и зачем, но предпринять ничего не мог. Тогда появился план. Дело в том, что между территорией Израиля и Сирии шла полоса, толкование использования которой было спорным. В соглашении о перемирии эта полоса считалась демилитаризованной зоной. Для сирийцев это означало, что на этой территории не будет присутствия евреев с оружием. Для евреев – что на этой территории не будет военных. Поскольку и раньше были случаи обстрела киббуцников, обрабатывавших территории, Израиль стал посылать туда полицейские патрули. Сирийцы отвечали обстрелами. В ответ на сирийские обстрелы вылетали самолеты и бомбили объекты, которые определялись как военные, с которых были обстреляны полицейские патрули. Конечно, кроме тракторов и бетона там ничего не было. В течение месяца сирийцы отказались от проекта. Поняв, что они не смогут изжить Израиль террором и обезвоживанием, арабы готовились к очередному военному противостоянию, которое должно было сбросить евреев в море.

Шестидневная война.



К тому времени противостояние ядерных держав достигло своего эпогея: СССР угрожал ядерным ударом по США прямо под носом у Вашингтона – на Кубе. Вся Америка оказалась в досягаемости советских ракет. Это вынудило Кеннеди пойти на уступки перед Хрущевым и ослабить свое присутствие в Турции. Так начали сближаться две страны, которые будут одинаковыми врагами для арабов в последующие 50 лет. Израиль нуждался в сильном союзнике, а США должны были компенсировать потерю турецкого плацдарма. Советский Союз тоже рвался на Ближний Восток. Чтобы надежно закрепиться, он сделал арабам предложение, от которого они не могли отказаться. Теперь у Сирии и Египта появился реальный шанс завершить начатое в 48-м. В Сирию и Египет стали поступать новейшие вооружения – танки, самолеты, артиллерия. Но более того – инструктора. Инструктора и консультанты всех рангов. От генерального штаба, и до командования танковой ротой. Сирия и Египет наращивали военную мощь на границе, и молодое государство Израиль готовился принять горькую участь. Уже планировались массовые захоронения в парках зеленых зонах. Израильские эмиссары ездили по всему миру в отчаянии умоляя повлиять на Сирию и Египет не начинать войну. Премьер Израиля Леви Эшколь просил аудиенции в Москве и предлагал пойти на все условия, но ему отказали. Американская разведка подготовила отчет, в котором еврейскому государству не оставалось ни одного шанса и рекомендации не выступать на стороне Израиля, чтобы не настраивать против себя потенциальных союзников.
Видя всю безысходность ситуации Израиль решает ударить первым. Послано предупреждение Хусейну – не вмешивайтесь, и мы вас не тронем. За полчаса до намеченной арабской атаки ВВС Израиля поднял самолеты в воздух.
Москва 1969 г. 

Исход войны известен. В небе Иерусалима развевается бело-голубой флаг с маген-давидом. Израиль захватил Синайский полуостров и вышел к Суэцкому каналу. На севере были захвачены Голанские высоты, гора Хермон, а танки приблизились к Дамаску. Цахаль выровнял линию вдоль реки Иордан. Теперь результатом конфликта стала новая действительность как в арабских странах, та и во всем мире. Арабский мир встал на пороге раскола. Более богатые страны видели бесполезность конфликта и старались отмежеваться от "обезьян с гранатой", доморощенных террористов, пока воюющих с Израилем, но готовых в любой момент обратиться и против них, откажи они им в малейшей поддержке. Египет винил во всем Советы и выгнал советников из страны. Но самая значительная перемена произошла в еврейском мире – это национальное возрождение и укрепление национального самосознания евреев всего мира. Такое, что даже в Советском Союзе, стране, где евреи боялись выдать свою национальную принадлежность, боясь административных преследований, стали выходить на улицы. Начались требования выпустить евреев в Израиль. "Отпусти народ мой" стал лозунгом освобождения советских евреев.

יום חמישי, 15 בינואר 2015

По следам горного отряда


Эта история – часть войны за независимость. Это история борьбы за Иерусалим, эпизод с трагическим концом, но не менее преисполненный героизма. Ведь героизм проявляется именно там, где непродуманность ситуации требует нечеловеческих усилий для выполнения возложенной на людей задачи. Это история Кфар-Эциона.
Начиная с времен праотцов – Авраама, Ицхака и Иакова дорога из Иерусалима в Хеврон – дорога отцов была центром истории. По этой дороге шли Авраам и Ицхак к горе Мория. Здесь Авраам выкупил пещеру Махпела – пещеру в которой похоронил жену, пещеру, в которой покоится и сам Авраам, его сын Ицхак, его внук Иаков. Здесь, в деревушке Вифлеем, родился, вырос и воевал царь Давид.
Старый Йешув размещался в четырех святых городах – Цфате и Тверии, Иерусалиме и Хевроне. Евреи из Иерусалима шли в Хеврон молиться у пещеры праотцов, и евреи из Хеврона шли в Иерусалим молиться у Стены Плача.
Развитие и рост поселенческого движения сионистов не оставили равнодушными даже крайне религиозных. Так, в 1927 году частная инициатива Ицхака Гринвальда воплотилась в создание нового поселения для ультрарелигиозных – Мигдаль-Эдер.



Мигдаль-Эдер был не просто идеей нового поселения. Это должно было превратиться в новую модель жизни. До сих пор ни одно возникшее поселение в Палестине не было независимо внутренне от властей и их законов. Здесь была цель. Новое поселение должно было превратиться в город-сад, оно должно было служить примером еврейского упорства, трудолюбия и жизни по законам Торы. Свою продукцию поселенцы планировали привозить в Иерусалим и на вырученные деньги поддерживать общину Хеврона, достаточно ослабшую к тому времени. Было приобретено 4 тысячи дунамов.
Но политические разногласия и неодобрение глав старого йешува оставили новое поселение без поддержки. Тем не менее люди остались. Им приходилось бороться за право на жизнь не только с силами природы, но и со своей естественной средой – старым йешувом и сионистским руководством.

1929 г.

В 1924 г. Соединенные Штаты Америки жили как нельзя лучше. Банки выдавали ссуды под минимальный процент, цены акций на Уолл-стрит просто летели вверх, каждая вторая семья в Америке покупала себе машину. Американцы больше не хотели быть страной эмигрантов. Бедные эмигранты тянули страну вниз и тормозили развитие. США вводят квоту – 160 тысяч в год.
В то же время волна антисемитизма в молодой Польше выталкивает из страны тысячи евреев. Они находят свое пристанище в Палестине. То, что делало Америку слабее, способствовало усилению и укреплению еврейского йешува в Палестине. Для йешува это не только приток рабочей силы – это приток капитала и деловой инициативы.
Польскую эмиграцию назвали эмиграцией киосков. Но среди них были и люди, которыми двигала идеология. Это привело к усилению сионистского движения, приобретению новых земель и увеличению еврейской доли в развитии промышленности в Палестине. Для арабов, экономически почти полностью зависящих от англичан это не предвещало ничего хорошего.
В Иерусалиме создавались новые кварталы. Богатые арабы жили по соседству с богатыми евреями. Их дети ходили в одни школы. Семья Нашашиби, отличавшаяся хорошим отношениям к евреям и сионистскому движению побеждает на городских выборах в Иерусалиме в 1926 г.
Соперничество между семьями Нашашиби и Эль-Хусейни доходит до высшей ее точки. В своем провале муфтий видит виноватыми евреев и начинает нагнетать антисемитскую компанию. Чтобы заставить замолчать своих соперников он использует ислам в своей пропаганде.
23-го сентября 1928 г. евреи отмечали Судный день. Чтобы позволить женщинам участвовать в молитве было решено разделить площадку на две части. Для этого было подано прошение английским властям. Муфтий решил представить это как нарушение "статус кво": "Стены "Харам а-Шариф" (Храмовой горы) неотъемлемая часть святыни мусульман!" провозгласил он.
Верховный комиссар Палестины в это время находился в Лондоне, и его заместитель решил ничего не предпринимать до приезда своего босса. Нерешительность англичан вызвала демонстрации с обеих сторон.
В августе 1929 г. муфтий Хадж Амин Эль-Хусейни заявляет, что "каждый, кто убьет еврея, получит право войти в рай". Он и толпа арабов, вооружившись топорами прямо из мечети Аль-Акса направились в еврейский квартал, находившийся тогда напротив Дамасских ворот. Так начинается погром, длившийся несколько недель и потрясший всю страну. Толпы фанатиков, верных муфтию, врывались в еврейские дома. Они убивали, насиловали и уничтожали имущество. В Хевроне, в Иерусалиме, в Цфате и в Тверии лилась реками еврейская кровь. Лишь в Тель Авиве и Хайфе организованные уже к тому времени отряды Хаганы сумели дать отпор погромщикам. Лишь немногие нашли свое спасение у соседей, грудью защищавших своих друзей. Жителей Мигдаль-Эдер спасли арабы из соседней деревни. Но им пришлось покинуть свое новое поселение.

Кфар-Эцион.



Но история на этом не кончается. Скорее наоборот. Потому, что уже в 1935 году Шмуэль Цви Гольцман(Эцион) прибывает сюда с целью создать поселение. Гольцман не просто был человеком идеи. Он был бизнесмен и плантатор, у него был богатый опыт в выращивании винограда, оливковых деревьев и цитрусовых. В 1906 – 1907 гг. он импортировал вино, произведенное в Ришон-Леционе, в Европу. На этот раз цель – бизнес. Чтобы завязать хорошие отношения с соседями, он открыл клинику, в которой практиковал его сын, врач по профессии. Гольцман пришел не один. С ним вместе Пинхас Шнеерсон, ветеран "Хашомера", вместе с Трумпельдором воевавшего в Тель-Хае. Они привозят работников – новых репатриантов из Курдистана. Новое поселение начинает жить.
1935 г. был хорошим годом в отношениях между соседями. Уже улеглись прежние склоки и казалось, ничто не может помешать арабам и евреям жить и работать вместе. Возрождался йешув в Хевроне, в Иерусалиме евреи стали возвращаться в мусульманский квартал, в еврейский квартал напротив Дамасских ворот.
Недалеко от Кфар-Эциона Ицхак Коэн, хозяин магазина тканей из Яффы покупает 128 дунамов. Он сажает здесь яблони, грушевые деревья, виноград. У него работают арабы из соседних деревень. Однако идиллия длилась недолго. Арабское восстание меняет все. Снова евреи уходят из Хеврона, а за ними и евреи из Кфар-Эциона.
Но и это не конец. Теперь еврейские сионистские кружки в Европе – Бней Акива, Хашомер Хацаир, Гордония и Бейтар принимают вызов: "Достойным ответам бесчинствам арабских националистов станет репатриация и строительство новых еврейских поселений!"
Образовывается "Квуцат Авраам". Цель – подготовить молодежь к репатриации и работе в сельском хозяйстве. Еще одна цель – спорт и самооборона. Десятки молодых людей добровольно призываются в польскую армию – научиться и приобрести бесценный военный опыт, который пригодится им в Палестине.
Молодежь прибывает в страну, когда черная тень нацизма и второй мировой войны уже нависла над Европой. Большинство прибывает незаконно – англичане ограничивают въезд в Палестину. В 1942 г. Кфар-Эцион возрождается. И на этот раз он не один – четыре новых поселения, Кфар-Эцион, Эйн-Цурим, Масуот Ицхак и Ревадим, определяют еврейское присутствие к югу от Иерусалима на Хевронском нагорье. Их лозунг – "Там, где еврейский плуг пропашет последнюю борозду, там установится граница будущего еврейского государства!" Теперь это Гуш (Блок) Эцион.
Кфар-Эцион находится на дороге из Хеврона в Иерусалим. Это делает его стратегическим пунктом – он контролирует дорогу. И поэтому с самого начала войны он был объектом атак. Это было первое поселение, подвергшееся попытке захвата.
В январе 1948 г. отряды Абед Эль-Кадера Эль-Хусейни, брата муфтия, начали атаку. Но и бойцы в Кфар-Эционе были достаточно подготовлены. Была одержана первая победа. Но бой истощил силы. Была послана телеграмма в Иерусалим – требуется помощь. Чтобы усилить Гуш-Эцион посылается отряд в сорок человек. Это и был горный отряд. Командиром был Дани Мас. Они должны были начать свой путь из Хар-тува.

Хартув.



Хартув находился на библейской земле. С одной стороны Цора, с другой Эстаол. Здесь родился и вырос Самсон:
"И начал Дух Господен действовать в нем в стране Дана, между Цорой и Эстаолом."
                                                                                                                – Книга Судей, гл. 13, ст. 25
Хар-тув берет свое начало в том самом 1882 г., когда волна эмиграции и идея возвращения в Сион подняли евреев России со своих мест. Эта волна имела свои отголоски в Румынии, в Болгарии, в Греции. Наплыв новых репатриантов вызвал нездоровый ажиотаж вокруг скупки земель – цены подскочили в десятки раз. Порой это разоряло новых переселенцев и для многих стоял вопрос жизни и смерти. Это решила использовать христианская миссия "Общество евреев Лондона" – оказать помощь с целью обратить нуждающихся в "правильную веру". 
Глава миссии, крещенный еврей Мозес Фридландер основывает общественную организацию "Помощь еврейским беженцам" и приобретает земли арабского села Артуф.
Колония подстрекателей – так называли ее в еврейской религиозной прессе. 24 семьи, выходцы из Румынии и России, работали в ней.  Миссия построила здание на вершине холма, там жили поселенцы. В надежде на поддержку основного христианского сообщества, эта колония широко освещалось в церковной прессе. Несмотря на миссионерский характер проекта, евреи все же могли соблюдать еврейские законы. Но это не успокоило еврейское общественное мнение – были даже попытки "спасти" заблудшие души из лап коварной церкви. Натиск общественного мнения и естественные трудности (нехватка воды, болезни, скудный урожай) привели к тому, что уже в 1886 г. колония перестала существовать. Проект не удался и в начале 90-х земля была выставлена на продажу.




В 1895 г. кружок болгарских евреев "Братсво за землю Израиля" покупает эти земли. 12 семей приезжают сюда создавать поселение. Они назвали его Хар-тув (хорошая гора). Но, как всегда, не обошлось без трудностей. Деньги, предназначенные на покупку оборудования и строительство ушли на бакшиш к Иерусалимскому паше, а языковой барьер (евреи Болгарии говорят на ладино) не дал им сблизиться со старым йешувом. Но в отличие от других поселений, они отвергли предложения Ротшильда. Хартувцы промышляли производством овечьего молока, растительного масла и стройматериалов. 160 человек жили в старых постройках миссии и только в 1920 г. начали строить дома. В 1929 г. Хар-тув был сожжен арабами. Жители, спасшиеся в последний момент, видели в окнах поезда, шедшего в Яффу, как горят их дома. Только 70 человек вернулись. В начале 1948 г. в Хар-туве находился гарнизон из 14 бойцов. 16 мая 1948 г. Хар-тув снова был эвакуирован и уже никто не вернулся.

Отправление.




Отряд прибыл в Хар-тув и разместился. Должны были привезти оружие. Его доставили из Маале-Хахамиша в грузовике с двойным дном – чтобы спрятать от англичан, которые в те времена все еще хозяйничали в стране и уже вполне откровенно приняли сторону арабов. Грузовик прибыл с опозданием. Когда разобрали оружие, выяснилось, что двоим оружия не хватает. Ночь с 15-го по 16-е января 1948 г. была особенной. Ночь без луны. Кромешная тьма. "Вы слишком поздно выходите, сказал командир местного гарнизона, обращаясь к Дани. Вы раскроетесь". "Раскроемся, так раскроемся. Если мы будем близко к Гушу, это неважно," ответил Дани. В телеграмме, посланной в Гуш-Эцион сообщалось, что отряд и оружие прибудут с трех до четырех утра.
Что означали его слова? Это и предстоит нам узнать. История Ламед Хэй, история 35-и бойцов, началась с этих слов. Они ушли, и никто не знал, как они погибли. Только после шестидневной войны, когда снова восстановили Гуш-Эцион, местная краеведческая школа начала исследование. Что же случилось с теми бойцами?
Путь проходил из оврага в овраг. Рации не брали. Неожиданный шум мог выдать бойцов. Карту не брали – какой смысл, если нельзя зажечь даже фонарик. Нельзя курить и говорить. У пальмаха был способ – ориентироваться по вади (высохшая речка) – считать притоки. Например, по карте выход на пятом притоке – надо сосчитать четыре и выйти в пятый.
Правильно было идти на юг – к долине Эла, там, по кромке пробираться на восток. Но на пути стояла полицейская крепость. И поэтому бойцы ушли на запад. Там, у подножия хребта Цоры, они скрылись в вади Сорек.
Переход через вади занял времени больше, чем ожидалось, к тому же один из бойцов сломал ногу. Он задерживал всех, и его надо было отпустить.
У кого больше шансов? У 35и вооруженных бойцов, или у троих – один раненый и двое сопровождающих? Кого легче остановить, убить? Так думали бойцы в эту минуту. Казалось, эти трое уходят на смерть. Но судьба распорядилась иначе – трое вернулись в Хар-тув, а 35 ушли в неизвестность.

"Мы прижались к скале и ждали, когда утихнут шаги отряда. Тогда и мы начали продвигаться в сторону Хартува. С другой стороны (не с той, с которой пришли) мы обошли крепость. Мы шли по пропаханным полям, и прожектор, светивший с башни, мешал нам время от времени. Это был самый медленный отрезок дороги. Думаю, что возле Бэйт-Натиф была у них та же проблема. Мы пришли в Хартув только к утру". – Так рассказывал один из троих вернувшихся.

О них складывали легенды: Будто на них наткнулся пастух из села, они не стали его убивать, потому, что тот был безоружен, а связали и оставили в вади. Пастух сумел освободится и привел убийц к отряду. Так моральные ценности стали во главу боевой традиции. Ценой своей жизни они сохранили и не замарали в невинной крови чистоту еврейского оружия. В другой версии это были женщины.
Они шли на юг, к долине Эла. На дороге стояло арабское село Бэйт-Надиф. После войны за независимость на его месте был основан киббуц Натив Ламед-Хэй (маршрут 35-и). Так киббуц сохранил название арабского села, которое в свою очередь, как и многие другие арабские деревни хранило в себе более древнее имя.
До шестидневной войны никто не знал, что случилось с горным отрядом. Знали, что он должен был пройти здесь. Поэтому в киббуце стоит памятник, посвященный бойцам.

Долина Эла.





Эла – название дерева. По-русски – атлантическая (туполистная) фисташка. Эла и Алон(дуб) издревле считались святыми деревьями и содержали имя божье(Эль) в своем названии. Рядом с ними устраивали жертвенники. Эта фисташка дерево редкое и вымирающий вид. Здесь, в этой долине было много таких деревьев.
Арабы, кстати назвали эту долину по имени другого вымирающего вида, тоже нашедшего здесь приют – беловатая акация. Они называют эту долину Шатта.
Нет такого места, врезавшегося в память еврейского народа, как это. Здесь еврейский народ противостоял в неравной схватке филистимлянам. Маленький юноша, без всяких доспехов с одной пращой в руке вышел против гиганта. Почему? Ведь были и бойцы, была армия, был царь. Но все опустили руки. Все смирились с будущей судьбой рабов. Прагматизм. Но он вышел и победил одним ударом. Возможно именно этот поступок, как никакой другой возвеличил будущего царя. Его победа подарила народу не только независимость. Его победа подарила народу веру в успех, в свои силы. Легко быть царем, писать псалмы и решать насущные задачи, когда в твоих руках власть. Но когда ты беззащитен, и все что у тебя есть это праща, выйти против всего, казалось бы мира…
Они пришли сюда в четыре часа утра. Здесь, в долине Эла, отряд повернул на восток.

Пункт последнего назначения.



Начиная с 1949 г. Какаль сажает деревья на всем протяжении "Зеленой черты". Основная цель тогда была маскировка. В конце леса стоит КПП. Здесь есть две смотровые площадки – одна на Гуш, другая на высоту, последнее прибежище отряда. Первая площадка дает примерное представление, как должен был бы быть проложен их путь. Издалека видна водонапорная башня Кфар-Эциона. Справа от нее курятники киббуца. Слева киббуц Рош-Цурим, на месте, где тогда стоял киббуц Эйн-Цурим. До Гуш Эциона оставалось 6 километров.
Отряд начал свой путь в Хартуве и должен был пройти 28 километров, из них 5 километров вне опасности. Гуш-Эцион находится на высоте 1000 метров, Хартув – 300. Но здесь им оставалось 500.
Две арабские деревни контролируют перевал в горы и находятся на одной линии. Пересеча эту линию, отряд находился бы в безопасности. В этом и был смысл выражения Маса: "Если мы будем близко к Гушу, это неважно". Но история не знает слово "бы". 
Они пришли сюда к шести утра. Их заметили то ли пастухи, то ли женщины всего в полукилометре от заветной линии. В считанные минуты арабские отряды, готовившее нападение на Гуш и базировавшиеся в этих деревнях были на месте.
Отряд отступил и ушел в ущелье, находящееся слева от дороги. На какое-то время он ушел из виду. Командир отряда наверно понял, что ни пройти вперед, ни отступить не удастся. И поэтому он решил занять позиции для круговой обороны. Они поднялись на высоту, расположенную прямо перед нами. Со смотровой площадки нельзя увидеть другую горку – но она расположена всего в нескольких десятках метров, и она выше на метров 25.
Туда взобрались местные. Мог ли видеть ее Дани Мас? Был густой туман, и только если ты местный ты сможешь понять, откуда исходит опасность. Дани Мас до этого был командиром Гуш-Эциона. Но даже он не мог знать этих мест достаточно хорошо.
Бой продолжался несколько часов. К вечеру все было закончено. Местный британский офицер приехал забрать тела. В Гуш-Эционе пока еще ничего не знали.

Послесловие.




В далекой Венгрии, в Будапеште, на съемной квартире командир Пальмаха, посланный Моссадом для набора добровольцев и организации переправки беженцев, сидел и читал газету. В газете сообщалось о смерти отряда. Подробностей не сообщалось. Хаим Гури, а это был он, не знал, что командиром был его товарищ был Дани Мас.
Его переполнили чувства, и он начал писать. Когда написал, что-то не понравилось, он скомкал бумагу и кинул ее на пол. Хозяйка квартиры, муж которой был литератор и исчез в пламени катастрофы, машинально подняла, расправила лист и отдала его Гури. "От моего мужа ничего не осталось," сказала она. Вот что было в этом листке:

Смотри, вот лежат наши тела, в длинном, длинном ряду.
Искажены лица, в глазах смерть, мы не дышим.
Последние факелы гаснут и вечер спускается в горы.
Смотри, мы не встанем к прогулке под светом заката,
Не полюбим, не вздрогнет гитара от нежных аккордов струны.
Не пробудим мы эхо в садах, когда ветер гуляет по лесу.

Смотри, наши матери склонившись молчат, сестры сдавливают в себе плач.
И разрывы гранат, и пожар, и знаки в предвестии бури!
Неужель хоронить нас пришли?
Да мы встанем, и снова придем, как тогда, мы воспрянем из мертвых!
Снова станем скитаться, большие и грозные в помощь придем,
Ведь вокруг нас все живо, все бьется и в венах кипит.

Мы не предали. Смотри, рядом ружья пустые от пуль.
Стволы жаркие помнят последние наши слова.
Наша кровь на тех тропах, на каждом шагу.
Дали все, что смогли, пока воин последний не пал, и не встал.
Неужель обвинят нас, что к вечеру пали в бою,
И губами приникли к суровой скалистой земле?

Смотри, ночь какая, как дышится, как хорошо.
Звезды как бы цветут в тьме небес,
Запах сосен. Теперь хороните, забросайте нам лица землею.
Здесь колючка, окопы, здесь вместе мы все.
Новый день. Не забудь! Не забудь!
Ибо имя твое до конца наши губы шептали, пока смерть не сомкнула глаза нам.

Вот лежат наши тела, в длинном ряду, мы не дышим.
Ветер воет в горах и живет,
Утро встало, покрылись росою поля.
Мы вернемся, мы встретимся, мы красными будем цветами.
И вы сразу узнаете нас, мы безмолвствующий горный отряд.
Расцветем, как затихнет последний разрыв.

Бойцы горного отряда были привезены в Кфар-Эцион и похоронены в братской могиле. По окончании войны за независимость их тела вместе с телами других бойцов Кфар-Эциона были перевезены в Иерусалим и похоронены на горе Герцль.