יום שישי, 13 במרץ 2020

Негев - зеленая пустыня

Пустыня в Израиле определяется чертой в 200 миллиметров осадков в год. Поэтому каждый год пустыня в Израиле то расширяется на север, то отступает на юг. Но каждый год в феврале пустыня зеленеет и цветет.



Негев это колыбель нашей истории. Наш праотец Авраам селится здесь вместе со своей женой Сарой. Здесь рождается Исаак, здесь Авраам заключает союз с Авимелехом, царем Грара и в знак этого союза жертвует семь овец и дает клятву у колодца. И место это с тех пор зовется Беэр Шева (колодец клятвы).
Сегодня пустыня это это цветущий сад, где цветут анемоны, ирисы, ретамы и тамариксы.




А многие места напоминают нам о истории древней и недавней. Хирбет Маон - место где была найдена синагога византийского периода, парк Эшколь, где стоит полуразрушенный мост через реку Бсор, все что осталось от британской железной дороги соединявшей Беэр Шеву и Газу.




Дорога была построена сразу после первой мировой войны и проработала до середины 30-х годов прошлого века. Западный Негев становится основной целью для сионистского движения в начале сороковых годов и здесь строится трубопровод, целью которого дать воду поселениям в Негеве, как еврейским, так и арабским.
Мечта Давида Бен Гуриона о цветущем Негеве сбывается сегодня - все больше виноградников и пшеничных полей. Электрических плантаций превращающих солнечную энергию в электричество и даже бассейнов с рыбой. Или просто теплицы, где выращивают удивительно вкусную клубнику. В мошаве Йеша в районе реки Бсор можно посетить хозяйство Ори, где выращивают около 10 сортов клубники. Вы можете сами собирать клубнику. Для этого вам не придется нагибать спину - клубнику выращивают на подвесных грядках. Пока еще открыто и есть море клубники!





Фотографии Наталии Майзель.

יום שישי, 6 במרץ 2020

Реб Йоси Штэтлех-махер - реб Йоси Ривлин, основатель нового Иерусалима

"До сих пор помнят старцы Иерусалима реб Йоси Ривлина. В течение двадцати пяти лет он был писцом и доверенным лицом; днем трудился для бедных, а по ночам корпел над Торой, и всю жизнь не видел ничего хорошего, и смиренно подставлял свою спину под груз бед и страданий; и все деньги, поступающие в Иерусалим, проходили через его руки, а он не ел мяса и не пил вина даже в субботу и в праздничные дни, а довольствовался куском черного хлеба и черным кофе. И он умер, не оставив после себя вдове и сиротам ничего даже на одну трапезу, зато оставил после себя одиннадцать жилых кварталов, которые он добавил к Иерусалиму."
Так написал Ш. Й. Агнон в книге "Вчера-позавчера" о славном родственнике нашего президента Реувена Ривлина раавине Йосе Штэтлех-Махере, так звали его на идиш. Прадед Йоси Ривлина прибыл в Иерусалим в начале 19-го века, один из учеников виленского раввина Гаона Элиягу. Йоси Ривлин уже с самого детства удивял ученых мужей своими знаниями Танаха и Талмуда, а к восемнадцати годам начал писать статьи в прессу с призывом строить и развивать Иерусалим. В 1967 году он и его товарищи основали комитет общин, который заложил основы и построил новые кварталы вне крепостных стен города. В те времена кварталы вне города были опасны - они не были защищены от нападения разбойников ни стенами, ни армией. Неслучайно квартал Мишкенот Шаананим был построен как одна большая крепость с зубчатой крышей. Ворота Иерусалима закрывались на ночь, и многие жители первых кварталов возвращались ночевать в город.
Ривлин и шесть его товарищей стали отважной семеркой, которые создали квартал Нахалат а-Шив'а (имение семерых). С тех пор еврейские кварталы кольцом стали окружать Иерусалим - от Кфар Шилоах на юге и до Шимон а-цадик на севере. В 1870-е годы появляются новые кварталы между двумя дорогами - дорогой на Яффо и дорогой Дир-Ясин, которая вела в деревню, на месте которой сегодня стоит квартал Гив'ат Шмуэль. За их строительством, сбором средств и заселением стоял Йоси Ривлин. Йоси Ривлин стоял за каждым документом, каждой купчей, каждым уставом каждого нового квартала. он ходил из дома в дом в старом городе и рассказывал о том как строится новый Иерусалим, как заселяются кварталы. Лишь два часа в день уделял он делу, которое любил больше всего - преподаванию Талмуда в мидраше. Кампания создания новых кварталов и их заселения велась как в Эрец Исраэль, на просторах Османской империи, так и за границей - в России, в Европе и в Америке. После создания квартала Мишкенот Исраэль османские власти решают прекратить закрывать Яффские ворота на ночь и новые кварталы стали частью Иерусалима. В 1896-м году, в возрасте 59 лет заболел раввин Йоси Ривлин воспалением легких и спустя неделю вернул свою душу Создателю. Его именем хотели назвать дорогу Дир-Ясин, но ту в последствии переименовали в Агриппас, по имени иудейского царя, наследника Ирода, строившего и укреплявшего стены Иерусалима. А улицей Ривлина стала одна из улочек самого его первого квартала. Сегодня это одно из самых оживленных мест в Иерусалиме. Здесь полно ресторанов, которые работают до поздна и здесь можно отведать хорошего хумуса.





יום שבת, 29 בפברואר 2020

Полевой тюльпан и Мааган Михаэль

Кто вам сказал, что Голландия родина тюльпанов? Кибуц Мааган Михаэль был создан на болотах Кабары в 1949 году, недалеко от Зихрон Яакова, поселения первой волны репатриации, расположенного на горе Кармель. Его создали подпольщики Хаганы, которые до этого работали над созданием боеприпасов для стэнов - основного оружия Хаганы в войне за Независимость.
Производство было под землей, на глубине 8 метров, под самым носом у британцев, недалеко от железнодорожной станции в Реховоте. После войны молодежь решила создать кибуц на побережье и промышлять рыболовством. Так возник кибуц, который сегодня является одним из флагманов экономики Израиля. Кибуц занимается разведением рыбы, опреснением, производством соединений пластмассовых труб, различных металлов, насосов и многого другого. Население кибуца примерно 2000 человек. В 1949 году их было 154 бойца и 44 несовершеннолетних. Это один из немногих кибуцов, не прошедших приватизацию.
Немногие представляли как будет выглядеть кибуц через 70 лет - большую его часть покрывали болота. Но кибуцники сумели не только победить судьбу, но и сохранить природу. Сегодня мы приезжаем сюда чтобы увидеть цветение - фиалки, анемоны, мак, полевые тюльпаны, ретама встречают нас там. А сверху нам машут крыльями пеликаны и цапли.














יום שישי, 28 בפברואר 2020

Ирис пурпурный - король полевых цветов

Ирис пурпурный - самый большой полевой цветок в Израиле. Его лепестки создают тройную арку и он служит ночлегом для шмелей - так шмели переносят пыльцу с одного цветка на другой. Его сезон начинается в феврале и длится до середины - конца марта. В Израиле есть несколько заповедных зон где можно его наблюдать - в Нес Ционе, в Натании, на Гильбоа. Нужно знать, что в Израиле запрещено рвать полевые цветы, а также, когда пойдете наблюдать цветение, старайтесь не наступать на молодые ростки. Немного цветов в Натании "сорвал" для вас я. Но только на камеру.








יום שלישי, 25 בפברואר 2020

Карета Мозеса Монтефиоре

В 1816 году Моше Монтифиоре решил отправиться в путешествие по Европе. Он хотел посетить Францию и Италию. Автомобилей в те времена еще не изобрели и Монтефиоре пришлось заказать карету. Ее создал мастер по имени Бофрэ и сэр Моше заплатил за нее 4072 французских франка. Украшал эту карету семейный герб, с девизом "Думай и благодари!" и словом "Иерусалим" на иврите.
С этой каретой Монтефиоре объездил всю Европу, даже в России побывал. Но никогда не привозил ее в Эрец Исраэль. Владельцы судов отказывались брать ее, так как ее очень тяжело было бы отбуксовать к берегу. После смерти Моше, карета досталась другу семьи, который руководил венским отделением британской газовой компании, которую основал Монтефиоре и тот, в свою очередь продал ее Вильяму Гехлеру. Гехлер выставил карету на аукцион в 1909 году. Узнал об этом Борис Шац, основатель школы искусств Бецалель в Иерусалиме и решил сделать все, чтобы карета великого филантропа прибыла в Иерусалим. Он отправился в Вену и уговорил Гехлера продать ему карету.

Когда Борис Шац привез карету в Яффо, ее отказались транспортировать на поезде, ведь карета весила почти две с половиной тонны! Для такой кареты было нужно от восьми до десяти лошадей. Ученики школы искусств выехали в Яффо и с помощью лошадей доставили карету в Иерусалим. Очень долгое время стояла она возле школы Бецалель, вскорости все забыли о важности сей кареты и стали использовать ее как склад для старых вещей. Никому не было до нее дела и если кто-то вспоминал про нее, так это для того чтобы впихнуть туда еще пару старых ботинок. Старожилы говорили, "если бы встал Моше Монтефиоре из могилы и увидел что делают с его каретой, он бы расплакался как ребенок"
После шестидневной войны, когда первый квартал вне стен Иерусалима, Мишкенот Шаананим, который построил Моше Монтефиоре, перестал быть пограничной зоной с опасным соседом и был восстановлен, а мельница стала музеем, рассказывающем о жизни великого филантропа, карета была перенесена туда и находится там по сей день.

יום שישי, 21 בפברואר 2020

Празднование ЛаГ баОмер на горе Мерон и права женщин

Цфат один из 4 святых городов земли Израиля. Это место известно еще со времен второго Храма и иудейского восстания, но его расцвет пришелся на 16-й век, когда город стал центром Каббалы. Город привлекал ученых мужей своей близостью к горе Мерон, где находится гробница автора книги Зохар Шимона бар Йохая. Еще тогда, а возможно и раньше появилась традиция на ЛаГ баОмер (33 дня от Песаха), день, в который согласно традиции почил сей великий ученый, посещать это место. В ночь ЛаГ баОмер тысячи паломников совершают шествие к гробнице на горе Мерон, где они зажигают факелы, установленные на крыше и начинается празднование, которое длится всю ночь.
В 1911 году произошла трагедия, когда ветер направил искры от факелов в сторону людей, нахдившихся на крыше. Многие испугались и началась давка. Ограждение не выдержало и народ посыпался вниз по склону. Погибли люди и десятки раненых были отправлены в больницу в Цфат. Среди присутствовавших был писатель Ш.Й. Агнон, так он описал происходящее:
"Чудо, которое произошло со мной на праздновании раби Шимона бар Йохая на горе Мерон, когда рухнула веранда и погибли 7 евреев и я, что стоял еще час назад там со всеми святыми (так принято называть погибших) и остался жив. Как же я спасся?..
Вдруг я услышал страшный шум, я подумал, что это зажигание факела, и меня охватило сожаление, пять дней я шел пешком чтобы увидеть как зажигают факел...
Вокруг меня несли носилки и клали на них погибших, и я, что стоял еще недавно среди них, когда они были еще живы, понес их в Цфат."
Чтобы понять причину трагедии, ученые мужи Цфата собрались в синагоге святого АР"И (ашкенази рабби Ицхак - рав Ицхак Лурье, основатель практической лурианской каббалы).
"И ревнители Цфата сразу же призвали к действиям и большому собранию в синагоге сятого АР"И чтобы найти виновных. Они наложили окончательный запрет женщинам, замужним и нет, посещать гробницу в ЛаГ баОмер, а также гулять по городу и посещать рынок чтобы купить рыбу и мясо, чтобы не войти в контакт с мужчинами. Так же запретили играть на музыкальных инструментах на горе Мерон. И провозгласив новые правила протрубили в шофар..." - так писала газета "аПоэль аЦаир" в 1911 году (א בתמוז תרע"א).
Ада Маймон (Фишман) родилась в Бессарабии, в религиозной семье, ее отец был раввином и переписчиком Торы (свитки Торы пишутся в ручную). Традиция ее семьи рассказывает, что они являются потомками РАМБАМа, поэтому она и ее брат Йегуда Лейб изменили себе фамилию на Маймон. Она воспитывалась в духе иудаизма и сионизма и в 1912 году присоединилась к партии аПоэль аЦаир и отправилась на святую землю.
Ада Маймон посвятила себя правам женщин, активно участвовала в политической жизни, основала сельскохозяйственную школу Эйнот и была среди первых депутатов Кнессета от МАПАЙ. В те времена представительного места для женщин еще не существовало. В 1914 году Ада была послана "Центром учителей" работать в Цфате в организованной там школе. Узнав о запрете, она вместе со своими воспитанницами в Лаг баОмер отправляется на празднование. Их появление вызвало протесты, но узнав об их поступке, все больше женщин из Цфата и со всей страны стали отправляться на гору Мерон и запрет был снят. Ада Маймон, хоть и видела в сионизме возрождение еврейского народа и его традиции, считала что борьба за равные права жещин и мужчин в иудаизме это часть ее сионистской и феминистской борьбы. Женщина, равнодушная или настроенная против иудизма (религии) не смогла бы настоять на изменении такого типа религиозных решений.