"Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей."
Бытие 30 14.
Дуда (Мандрагора) - осеннее растение, которое можно наблюдать в Израиле. Его корни необычны и немного напоминают фигурки людей. В то же время длина корня может достигать до двух метров. В начале осени она распускает свои листья, широкие, мясистые и морщинистые. Листья Дуды ядовиты - так они защищаются от пасущихся животных. Яд Мандрагоры одновременно опасен и полезен. Он содержит атропин, применяющийся в фармацевтике. Но плоды Дуды можно есть, предварительно отварив, они напоминают ананас. Но нужно быть осторожным с этим плодом - его нужно варить чтобы нейтрализовать яд, и косточки все еще опасны.
Толстый корень дуда имеет своеобразную форму: иногда он напоминает фаллос, иногда младенца, а иногда мужчину или женщину. Зернистые плоды дуда содержат фосфор и светятся при правильном освещении, обычно в сумерках, на закате или на рассвете. Эти интересные особенности привели к тому, что на протяжении поколений растение ассоциировалось с различными религиозными, магическими и фольклорными верованиями.
Дуда в течение многих лет считалась добродетелью для зачатия и лечения бесплодия. Вероятно, это связано не с его ботаническими особенностями, а с формой его толстого корня, который иногда напоминает форму мужских гениталий. И использовали его не только бесплодные женщины. Плодовитые женщины также употребляли ядовитое растение, потому что считали, что оно поможет им родить сыновей мужского пола. Даже мужчины на Ближнем Востоке до сих пор носят веревку из плодов растения как талисман и как мужскую добродетель.
Дуда была известна не только из Пятикнижия, в греческих и римских источниках приписывают ей еще и качества афродизиака. На древнем Ближнем Востоке, а затем и в Европе распространилась вера в мандрагоров, злых духов в виде маленьких бородатых человечков, обитающих внутри растения.
Иосиф Флавий в своей книге Иудейские войны так описывает дуду:
"...Последний имеет огненно-красный цвет и по вечерам испускает от себя лучи; его очень трудно схватить, так как он как будто убегает из-под рук и только тогда остается в покое, когда его поливают уриной от женщины или ее месячной кровью. Но и тогда прикосновение к нему влечет за собой верную смерть, если его не несут таким образом, чтобы он свешивался с руки. Существует, впрочем, и другой безопасный способ для овладения этим корнем. Сначала его окапывают кругом до тех пор, пока только маленькая часть корня остается еще в земле, затем привязывают к нему собаку; когда последняя быстро устремляется за человеком, привязавшим ее, корень легко вырывается, но собака умирает на месте, как заместительная жертва за того, который хотел взять растение, а тогда его можно уносить без всяких опасений. Стоит, однако, подвергать себя опасности и трудиться над добыванием этого растения из-за присущего ему следующего свойства: так называемые демоны, т. е. духи злых людей, вселяющиеся в живущих и убивающие всех тех, которые остаются без помощи, немедленно изгоняются тем корнем, как только подносят его близко к больному."
С помощью манградоры изгоняли дьявола и привораживали, а Николло Макиавелли написал пьесу, посвященную мифическим свойствам дуды. Не обошла его вниманиием и Джоан Роулинг – с помощью этого цветка лечили тех, кто окаменел от взгляда Василска.
В 70-е годы 19-го века в Иерусалиме происходило оживление. Именно тогда и появилось в обиходе словосочетание "Старый город". Это потому что к западу от Нахалат аШив'а стали как грибы расти новые кварталы и мухтар города, видя происходящее, приказал прекратить запирать на ночь яффские ворота и провозгасил новые кварталы частью Иерусалима.
Один богатый человек из Брянска, Моше Граф и еще несколько подрядчиков решили построить большой квартал в 70 домов и назвать его "Бэйт Яаков" (Дом Иакова). 70 – столько их было, когда сыны Иакова перебрались в Египет, где их число выросло и стали они великим народом. Девизом нового общества стали слова из книги Йешаягу "Бэйт Яаков леху унелха"(О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем). Это было в 1878 году, за 4 года до создания хорошо известной организации "БИЛУ". Квартал, сегодня часть квартала Макор Барух, так и не вырос до 70 домов, но начало было положено.
Севернее нового квартала Моше Граф купил землю и разбил на ней виноградник. В год шмиты (седьмой год, когда наделы не обрабатываются ип каждый может прийти и наслаждаться плодами земли) один из подрядчиков, Давид Фридланд из Режице (сегодня Резекне, Латвия), нашел в этом винограднике дудаим (манградору) и начал лечить людей. Он очень преуспел в своем новом деле. Хоть он и предостерегал людей от чрезмерного использования лекарства одна пара пренебрегла наставлением и всю ночь танцевала в своей спальне, пока не собрала вокруг своего дома кучу соседей. Лишь через несколько дней они пришли в себя но конец оказался хорошим – через девять месяцев у них родился сын.
Успех был таким, что Фридланд решил помочь своим братьям в изгнании. Он отправился в Россию, где так же немало преуспел, однако в Вильнюсе случилось несчастье. Один из пациентов принял слишком большую дозу и ослеп. Фридланду не помогли его предостережения и оправдания, и, опасаясь гнева семьи пострадавшего, он бежал в Иерусалим и вернулся к строительному ремеслу.
אין תגובות:
הוסף רשומת תגובה