Рош а-Никра. Туристы и израильтяне наполняют эти места по
выходным, чтобы посетить гроты – пещеры, созданные природой. Тысячелетиями
волны весом в 250 тонн пробивали их в трещинах скал. Разнообразный животный мир моря привлекает
аквалангистов, а орнитологи через телескопы наблюдают за птицами, поселившимися
на двух островах-заповедниках недалеко от прибрежных скал.
Согласно легенде в 333 году до нашей эры
Александр Македонский вел свои войска в Египет.
Препятствием на его пути был горный хребет недалеко от города Тир. Чтобы
армия прошла, он приказал высечь в скале ступени. Так этот хребет получил
название Тирская Лестница.
После первой мировой войны эта часть территории
бывшей османской империи была поделена между Великобританией и Францией. Границу определили два офицера возглавлявшие в
1922 г. комиссию по разграничению –
Ньюкомб и Фолле. Для них это была граница между двумя союзными державами и имела значение не
больше чем еще одна черта на карте.
Но в 1940-м все изменилось. Французские колонии оказались под контролем правительства
Виши – марионетки Германии.
Прогитлеровский
переворот в Ираке в 1941 году, произошедший с прямой поддержки вишистов,
заставил Великобританию выступить вместе с войсками Свободной Франции чтобы завоевать территорию Ливана и Сирии.
Примерно в те дни июня, когда немцы перешли границу СССР, британцы и армия де
Голля вошли в Сирию и в течение двух месяцев взяли ее под свой контроль.
Новая ситуация создавала новые возможности
для укрепления контроля Великобритании в регионе. Чтобы обеспечить поддержку
своим войскам в Сирии, англичане решают пробить тоннель сквозь хребет Тирской Лестницы и соединить
весь Ближний Восток одной железной дорогой. Первоначально она имела чисто военные
цели, но примерно с 50-х годов эта дорога должна была соединить Египет с
Британией и для простых граждан. Представьте себе, что британский гражданин мог
бы купить прямой билет на поезд, который выходил бы из Лондона, пересекал Ла
Манш по тоннелю, пересекал бы Францию, Германию и Австрию, Балканский
полуостров и Турцию, Сирию и Ливан и прибывал бы в Иерусалим, Каир, а может,
продолжал бы свой путь дальше в Марокко.
И все это даже без пересадки!
Для строительства туннеля были
задействованы инженерные войска, привезенные сюда англичанами специально для
этой цели из южной Африки, Новой Зеландии и Австралии. Вся работа длилась
полтора года, были проложены два тоннеля, соединенные мостом. 14 августа 1942
года тоннель был официально открыт!
Но британским мечтам о гражданской
железной дороге в мирное время не суждено было сбыться. В 1946 г. в "ночь
мостов" был взорван мост через реку Кзив, и "ливанская ветка"
была отрезана от Эрец Исраэль. А 14
марта 1948 г. батальон бригады Кармели взорвал мост между тоннелями, с целью предотвратить
вторжение из Ливана. После войны северный тоннель перекрыли. Во время войны железнодорожный туннель использовался исключительно в военных целях. Но все же один
гражданский транспорт здесь был. И о нем в нашей следующей публикации.
אין תגובות:
הוסף רשומת תגובה