История происхождения
бухарских евреев покрыта тайной. Сами они считают себя потомками десяти колен Израиля,
переселенных из Эрец Исраэль еще ассирийскими царями до Вавилонского изгнания.
Формирование бухарского языка и приближение к иудаизму произошли гораздо позже,
во времена владычества персов, когда персидские евреи приходят в Среднюю Азию.
Важное упоминание о них оставил раби Биньямин из Туделы: "Самаркант
(Самарканд) это большой город на краю
Персии и в нем 50 тысяч
евреев. Ими правит патриарх раби Овадья и среди них есть ученые и богатые
люди".
Войны и нашествия не
пощадили процветающую общину – монголы почти истребили ее, а приход к власти в
Персии шиитов, тогда как Средняя Азия оставалась суннитской, отрезал бухарских евреев от внешнего мира и община постепенно
начала увядать. К концу XVIII века община уже находилась на грани полной ассимиляции, но произошло
чудо. В 1793 г. из Цфата, в страны Средней Азии, с целью сбора средств для еврейской
общины в Эрец Исраэль отправляется раби Иосиф Маман. Состояние бухарскойобщины так потрясло его, что он решает
отложить свое изначальное дело и остаться в Бухаре, чтобы исправить положение дел. Он
учит их молиться, привозит свитки Торы, обучает ремеслам, ведущим в те времена в Цфате - ткачеству и крашению тканей. Один из его
вкладов в сегодняшний образ жизни бухарской общины это Шир а-Маалот, песнь,
которой бухарские евреи заканчивают свою молитву. В те времена мусульмане заставляли евреев
завершать молитву словами "Аллах у-Акбар" и Иосиф Маман внес это изменение. Десятки лет
провел Иосиф Маман в бухарской общине, он наладил ее связь со Святой Землей
и способствовал процветанию. Перед тем, как Россия захватила эти земли, бухарские евреи насчитывали 10 тысяч, и среди них снова было много богатых и ученых людей.
Самарканд |
Хедер в Бухаре |
В конце XIX века, когда начинается брожение среди
евреев всего мира и взгляды устремляются к Эрец Исраэль, бухарские евреи
не остаются в стороне. Многие посещают страну и возвращаются в Бухару, и лишь некоторые остаются. В начале девяностых годов, когда бухарская община в Иерусалиме достигает 200 человек, они решают
окончательно вбить свой клин и выкупают землю для строительства собственного
квартала. Имея много денег, бухарские евреи строят свой квартал в европейском
стиле – широкие улицы, классический стиль домов, просторные комнаты.
Улица в Бухарском квартале |
Особое внимание привлекает этот дом – дворец,
построенный в 1910 г. Исраэлем Хейфецом из Старого города для своего
зятя Элиши Ягудаева, крупного торговца тканями, жившего в те времена в Коканде.
Фасад дома Хейфеца-Ягудаева |
Вход в дом с улицы |
Это был роскошный дворец с
впечатляющим фасадом, украшенным колоннами и карнизами, знаками магендавид и
другими архитектурными элементами. Длина фасада 55 метров, а большие широкие входы были предназначены для открытия магазинов в будущем. В восточной его части двойная закругленная
лестница вела к роскошному парадному входу. 30 залов дворца соединенялись между собой коридорами, на втором этаже была построена синагога,
украшенная мраморными колоннами и окном в форме магендавида. Еще один зал был
отведен для сукки – его украшал стеклянный потолок, который сдвигался на
праздник по специально
оборудованным
рельсам. Здесь принимали высоких гостей, в том числе и Герберта Самуэля,
первого британского наместника. Внутренняя роспись сочетала в себе как
иудейские мотивы – сцены из ТАНАХа, так и европейские пейзажи, египетские
пирамиды и изображения птиц. Это была одна из первых работ художника Шмуэля
Мельника.
Интерьер |
Сам Элиша почти не жил в этом
доме – он переехал сюда в 1914 г. перед
первой мировой войной, но как российский подданный был изгнан османскими
властями. Турки использовали этот дом как штаб командования в Иерусалиме. После октябрьского переворота Ягудаев
возвращается в Эрец Исраэль в 1918 г. и дворец становится популярным. Нижний
этаж сдается под сиротский дом, а в главном зале дворца проводятся торжества и
церемонии. На праздник Песах в нем устраивается трапеза для двухсот солдат
еврейского легиона, а месяцем
позже – торжественный прием генерала Алленби.
Песах в 1918 г. |
Прием генерала Алленби. Слева сверху Хаим Вайцман |
В феврале 1921 г. здесь
состоялось собрание, на
котором был учрежден главный раввинат Израиля и во главе его были избраны
два раввина – рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук и рав Яаков Меир, один ашкеназский, а
второй сефардский. На этом собрании присутствовали Герберт Самуэль,
королевский судебный советник Норман Бентвич и губернатор Иерусалима Рональд
Сторс.
В 1923 г. в дом Ягудаева разместилась школа для девочек Ханы Шпицер, которую поддерживал профсоюз а-Поэль а-Мизрахи.
Слово Мизрахи, означающее восток, относилось тогда к ашкеназским евреям,
которые в отличие от сефардов и выходцев северной Африки, пришли из Восточной
Европы. Но это еще не весь смысл. Движение Мизрахи было религиозным и самый главный смысл в его названии аббревиатура - МеркаЗ РуХанИ. Так как движение было религиозно-сионистским, целью школы
было расширить его влияние среди религиозной общины, которая сторонилась, а
порой даже выступала против сионистов. Вначале девочек обучали на идиш по всем
правилам "хедера" (начальной еврейской школы), но очень скоро
обучение перешло на иврит. Школа стала местом, которое притягивало к себе
многих учениц и их родителей, ранее воздерживавшихся от современного
обучения.
В 1929 г. во дворце
поселилась дочь Ханы Шпицер Шошана. Ее
муж, Давид Разиель стоял во главе Еврейской Военной Организации (ЭЦЕЛЬ),
которой впоследствии командовал Менахем Бегин. Дворец превратился в центр
подпольщиков. Бойцы тренировались
в просторных залах, здесь находился слик – тайный склад оружия и был
сооружен подземный проход, по которому бойцы могли спастись от английских солдат. В этих стенах
впервые прозвучал гимн "Хаялим альмоним" (Неизвестные солдаты) в
присутствии Шауля Черниховского.
"Долой английский империализм" Надпись со времен борьбы с английским присутствием в Эрец Исраэль |
Бухарский квартал – это
особое место в Иерусалиме, его просторные улицы и европейский стиль домов притягивали
как религиозную, так и светскую молодежь.
В этих местах любил прогуливаться и Шмуэль Иосиф Агнон, в своем последнем романе
"Шира" он писал:
"Величественнее всех был
роскошный дом, построенный во имя Мессии. И когда придет Мессия, наш праведник,
вначале придет в Иерусалим, и придут и отцы, и старцы, и цари, и визири, и люди
Великого Собрания встретить его, и с ними еще многие уважаемые праведники; и
братья наши, поднявшиеся сюда из Бухары приготовили им большой и хороший
дом…"
С тех пор этот дом стали называть "Дворец Мессии".
Ш.И.Агнон |
אין תגובות:
הוסף רשומת תגובה