יום שני, 21 בספטמבר 2015

Пять копеек о Холокосте.


Общество в сети всколыхнуло новое интервью Натали Портман, молодой, но уже известной актрисы, обладательницы премий «Оскар» и «Золотой глобус», к тому же активистке движения JStreet, американской еврейской организации, поддерживающей демократическую партию.

«Я думаю, что это на самом деле большой вопрос, который еврейская община должна поставить перед собой: какое место в образовательной системе должна занимать история Холокоста? Это, безусловно, важная проблема, изучать ее необходимо, но должен ли Холокост иметь приоритет над другими подобными событиями?» – заявила Натали Портман британскому изданию Independent. Актриса отметила, что в ходе посещения одного из музеев она узнала о геноциде 90-х годов в Руанде, и эта трагедия потрясла ее: «В то время как еврейская Катастрофа занимает центральное место в системе образования стран Запада и Израиля, о других подобных явлениях, причем относительно недавних, мы не знаем практически ничего» — пишет сайт Jewish.ru

Неудачное сравнение можно было бы объяснить плохим воспитанием, но настоящая проблема не в этом. Когда мы говорим о Холокосте, мы не только требуем от себя, евреев помнить и чтить память павших, мы требуем так же и от всего цивилизованного мира помнить и осознавать, что произошло с нашим народом в Европе. Однако, задавая в сети вопрос почему, я не получил ответа, более того, другие участники диспута сочли этот вопрос провокационным. Тем более следует разобраться, почему Катастрофа так уникальна и почему это должен быть урок всему человечеству.

Во Второй Мировой войне фашистами были уничтожены в лагерях смерти 6 миллионов евреев, треть еврейского народа. Эти слова являются фактически жирной черной чертой, подведенной под всей той Катастрофой, постигшей нас в просвещенной Европе. Европе Эйнштейна и Фейхтвангера. Европе Гете, Шиллера и Вагнера.


Внимательно всмотревшись сквозь призму времени, треть всего еврейского народа – это не самая большая катастрофа, постигшая наш народ за две тысячи лет в изгнании и более того, с начала его существования. Катастрофы и истребления сопутствовали нам еще со времен египетского рабства, когда указом фараона народ был брошен на изнурительные строительные работы, цель которых была изнурить и ослабить народ-монотеист, ввести его в отчаяние и, возможно, он ассимилируется. Когда фараон увидел, что это не помогло, он приказал убивать младенцев мужского пола. Сие великое угнетение было столь ужасно, что оно описано в Торе. Так почему Катастрофа так уникальна?

Ассирийская империя вторглась в наши просторы в седьмом веке до новой эры. Она унесла и рассеяла десять колен Израилевых. Десять из двеннадцати. Это не одна треть. Представьте себе народ, девяносто процентов которого уничтожает враг. Может ли он восстать, восстановиться после этого, может ли забыть своих братьев? Так почему же Катастрофа так уникальна?

В Великом Иудейском восстании, до подробностей описанном величайшим историком того времени Иосифом Флавием, римляне стирали еврейские города с лица земли. Они не щадили никого, женщин, детей, стариков, единственной виной которых было то, что они жили на восставшей земле. Римляне сожгли Великий Храм и фактически стерли с лица земли Иерусалим, столицу всего иудейского народа. Иудеев убивали не только в Иудее. Волна убийств прокатилась по всем иудейским колониям Римской Империи. Так почему же Катастрофа так уникальна?

Самое малоизвестное в еврейской истории восстание Бар-Кохбы было подавлено с особой жестокостью. Наверно, нет в истории Израиля события более разрушительного чем это. Чтобы подавить восстание императором Адрианом был послан полководец Северий. Он решил подавить восстание опустошением. Он входил в деревни и города, ловил людей так, как ловят зверей. Кого не получалось – убивали. Пойманных продавали в рабство. Цена на рабов упала настолько, что можно было десяток купить за пригоршню медных монет. Кто мог, бежал в пещеры. Северий приказал не входить в пещеры, но и не отступать от них. Обезумевшие от голода люди пожирали своих близких, пожирали самих себя. Адриан запретил изучать Тору под знаком смерти и переименовал Иудею в Палестину, дабы уничтожить даже память о свободолюбивом народе. Мы потеряли Родину на две тысячи лет. Так почему же Катастрофа так уникальна?


Наш народ прошел через горнило походов крестоносцев, костров инквизиции, изгнаний, грабежа и насилия.
Иди. Вскарабкайся под крыши
на чердак:
Предсмертным ужасом еще
пропитан мрак...
И загляни ты в погреб ледяной,
Где весь табун, во тьме сырого свода,
Позорил жен из твоего народа —
По семеро, по семеро с одной.
Загляни
В ямской сарай за городом у сада –
Войди туда. Ты в капище резни.

Это еще не Катастрофа. Это написал Бялик после посещения Кишинева в 1903 г. в поэме "Сказание о погроме". Так почему же Катастрофа так уникальна?

Но ведь дело в том, что если все эти бедствия, случившиеся с нами в прошлом, происходили в духе времени, ведь понятно, что такая у римлян была мораль, фараон тоже немало своих загубил, ассирийцы, те вообще переселяли народы по всему Леванту. Только Катастрофа шла вразрез с нормами, с понятиями, с развитием цивилизации.



В конце 19-го века появилась на свет новая псевдонаука – теория рас. Поскольку христианская юдофобия окончательно скомпрометировала себя, в Европе торжествовала эмансипация, новая теория дала второе дыхание антисемитизму. Собственно, это и было рождение антисемитизма. Теперь евреи определялись как раса. Раса семитская. В европейских странах в это время живут представители германских рас, высшей среди них считается арийская. Арийцы наделены всеми самыми лучшими качествами и расовое смешение ведет к ослаблению этих качеств. Семиты же не имеют отношение к Европе и препятствуют на пути прогресса, ослабляя своим присутствием сильные расы. В этом состояла суть нового антисемитизма, эта, и никакая другая причина, вела к решению судьбы европейских евреев.

С этого момента уже не стоял вопрос ни религиозный (евреи распяли Христа), ни финансовый (ротшильды завладели миром). Это уже был медицинский вопрос, как избавить Европу от евреев. В этом смысл Катастрофы. Но не весь смысл. 

Потому что евреев можно было все еще спасти. Ведь Лига наций вручила Великобритании мандат на западную Палестину с целью создания там национального еврейского очага. Ведь США, страна эмигрантов, «новый Израиль», могла принять у себя людей, спасающихся от страшной участи, от лишения прав, от возвращения в гетто, от желтого лоскута на рукаве. Ведь были и другие страны.

В июле 1938 г. эти страны собрались на конференцию в французском городе Эвиан-ле-Бен. 32 страны. Великобритания, уже издавшая Белую книгу, в которой определялся срок в 5 лет, в течении которых она намерена принять в Палестине 75 тысяч евреев, прежде чем навсегда закрыть ворота, отказалась что-то менять. Для Америки принятых 27 тысяч уже было достаточно. А Австралия отказалась, "чтобы в ней не появилось такое уродливое явление как антисемитизм. 32 страны "дали добро" Гитлеру на его действия против евреев. В этом смысл Катастрофы. Но опять же, не весь смысл.



Еще не было директивы, и еще немцы не вошли в Чехословакию, но государственная немецкая машина пропаганды набирала обороты в своей антисемитской травле. Погромов по образу царской России еще не было. Но это не мешало штурмовикам хватать евреев на улицах, затаскивать в фургон и там избивать до полусмерти. То же было и с детьми, и с женщинами. Начались требования обозначить еврейские магазины. Евреи нашивали желтые магендавиды. Евреям запрещалось ходить по тротуару. Евреям запрещалось посещать парки. Это было обезличивание. Шаг за шагом унижение и лишение человеческого достоинства было жестче и страшнее. Загнанный и раздавленный государственной машиной РАСОВОГО притеснения еврей терял всякую способность противостоять насилию. В еврейской среде участились самоубийства. В этом смысл Катастрофы. Но опять же, не весь смысл.

Ванзейскую конференцию, принявшую решение о путях и средствах воплощения в жизнь окончательного решения еврейского вопроса считают началом Катастрофы. Но на самом деле, это всего лишь было собрание начальников лагерей, доложивших о готовности газовых камер. К моменту этой конференции в Даугавпилсском гетто из 20000 согнанных туда человек оставалось меньше 4000. Машина уничтожения набирала обороты.

Это была особая машина. И в ее работе участвовали все. Людьми двигала зависть, ненависть, а иногда просто возможность поживиться еврейским добром. Порой даже не это, а просто немецкая тушенка и стакан шнапса. В этой машине участвовали все. Журналисты свободного мира знали и молчали. Папа Римский регулярно получал отчеты из Франции, Германии, Польши. И он тоже молчал. Англичане знали движение поездов в Освенцим. И, ведя очень осторожную войну, до самого конца они заботились об их целостности. Латыши, украинцы, поляки и русские – непосредственные исполнители, охранники лагерей смерти, убийцы. Это смысл катастрофы. Но все-таки еще не весь.



Евреи были определены фашистами не просто как низшая раса, а как раса, не имеющая права на существование. Все было направлено на это. Нас изнуряли тяжелым трудом, цель которого была наша смерть. Изнуряли и убивали голодом и антисанитарией. Наших детей уничтожали первыми. Доктор Менгеле ставил на них свои опыты. Нас лишали человеческого образа и достоинства. Нас заставляли закапывать трупы наших братьев под музыку Вагнера, которую заставляли играть евреев-музыкантов в Освенциме. И только как награду, нам позволяли печь. Это и есть смысл Катастрофы.

Катастрофа, это самое чудовищное злодейство, которое совершило все прогрессивное человечество с одним маленьким и беззащитным народом. А Натали Портман решила сравнить Холокост с резней в Руанде.

Через несколько лет покинет нас последний еврей, переживший ужасы катастрофы. И тогда начнется обратный отсчет, к тому моменту, когда Катастрофа ляжет на полку истории. Дорога в Освенцим сначала зарастет бурьяном, потом там начнутся восстановительные работы, откроются гостиницы и магазины. И наши дети будут сравнивать Холокост с резней в Руанде или просто с резней на улице. Все это будет, если мы не сможем четко объяснить, почему Натали Портман не права. Потому что Натали Портман это представитель нашей молодежи. Можно сказать, наша дочь.

Нам осталось ответить еще на один вопрос. Почему Катастрофа – это не только наше личное дело. Почему мы хотим, чтобы все человечество из года в год знало, что оно с нами сделало. Из мести? Нет? Тогда почему?

Последняя глава Книги Судей рассказывает историю колена Биньямин. Все колено было обвинено, когда несколько человек изнасиловали наложницу, принадлежавшую левиту. События развивались по обычному сценарию: сначала пропаганда, плавно переходящая в травлю, клятва не выдавать дочерей замуж за мужей из колена Биньямин, потом война и истребление. Когда же осталось всего шестьсот воинов, остальные колена осознали, что вот-вот будет потеряно одно из колен Израилевых, они решили "спасти ситуацию". Они пошли войной на город Явеш, единственный город, не участвовавший в этой вакханалии, убили там всех мужчин и детей, оставив только женщин. Этих женщин они отдали воинам колена Биньямин. Но этого оказалось недостаточно, и, чтобы не нарушать данной клятвы не жениться с коленом Биньямин, разрешили оставшимся воинам "украсть" себе невесту.

Думаю, прошли многие сотни лет, и редактор ТАНАХа, сын колена Йегуды, стоял перед дилеммой. Но его выбор был ясен. ТАНАХ учит нас быть лучше. Чтобы, содрогнувшись от дел своих прежних, мы встали на правильный путь. Мы хотим, чтобы человечество стало лучше, стало человечнее. Поэтому оно должно знать. Должно помнить. Чтобы не повторить. 


אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה