יום שבת, 25 ביוני 2022

Тоннель в Бейт Хадар

 


Этот дом стоит в квартале, который сегодня все стараются обойти - в квартале Неве Шеанан рядом с старой автобусной станцией, когда-то бурлящим центром южного Тель Авива с его улицей обуви, кинотеатром, где крутили фильмы для взрослых, дешевыми магазинчиками и "массажными кабинетами", в которых еще успели поработать новые репатрианки и туристки из бывшего СССР в начале девяностых. Квартал был построен 100 лет назад, когда 400 семей из Яффо выкупили участок с апельсиновым садом Шейх Али. Квартал был построен в форме семисвечника (улица Левинский была центральной улицей, к которой сходились остальные) и был урбанической альтернативой арабским и немецким поселкам в округе. Квартал так и не был достроен, что позволило в дальнейшем разместить здесь Центральную автобусную станцию (1940г.) и железнодорожный вокзал Тель Авив Даром (Тель Авив Юг). Население этого квартала - были рабочий и средний класс,  и как правило симпатизировали Хагане и МАПАЙ.

Между 1936-м и 1938-м годами напротив квартала неве Шеанан был построен высокий дом, запланированный для содержания учреждений. Его архитектор Карл Рубин построил его в международном стиле (Баухаус), но особенность его в том, что это был единственный в те времена проект в Эрец Исраэль, основанный на металлическом каркасе.  Это был Бейт Хадар. В подвале находился печатный цех, на первом этаже находилось агентство Форд, продававшее автомобили. Наверху дожны были размещаться учреждения Ассоциации выращивания цитрусовых (Хадар это цитрусовые), а на верхних этажах - огромные залы для конференций. В сороковых годах здесь разместился штаб и департамент расследований британской армии. В 1946 году, когда подпольщики Эцель и Лехи организовали волну диверсий против британцев, здание превратилось в "бевинград" - укрепленную крепость, окруженную колючей проволокой и противотанковыми ежами. Но для Гиди, Амихая Фаглина, архитектора самых известных и самых дерзких операций Эцель, чем укрепленнее был объект, тем сильнее стояла задача его уничтожить. И был создан план. Из углого дома на улице а-Шфела, который был наиболее близок к Бейт Хадар нужно было прорыть тоннель, пробить брешь в подвал и заложить там взрывчатку, по примеру гостиницы "Царь Давид". 


Чтобы обеспечить работу без подозрений, к хозяину дома пришел наниматель, Марк Каан и предложил более высокую цену за аренду. Кроме того, Марк Каан предложил хорошие деньги и за пустующий магазин внизу, там было намечено разместить овощной магазин. В квартирах быстро поменялись жильцы (помните, население поддерживало Хагану). Но жильцы ничего не знали. Их задачей было только держать рот на замке. Каждый день к магазину подъезжал грузовик. Он привозил лук и морковку, а увозил камни и песок. Руководил работой Акива Коэн. 

Акива Коэн был одной из самых легендарных личностей в Эцель. Во время войны страшный несчастный случай забрал у него жену, чтобы пережить эту травму он призвался в британскую армию, прошел войну, был в самых опасных местах. Он был универсальным солдатом и специалистом по взрывчатке. Каждый день он приходил на работу с началом рабочего дня и ровно в 16:00 закрывал люк. И каждый раз перед тем как закрыть люк он натягивал нить - на случай, если британцы узнают про туннель. Он даже поменял цвет провода на всякий случай, если британцы поймут что есть засада и захотят ее разминировать. Тоннель уже был уже почти готов. 


И все таки, жильцы из округи что-то заподозрили. Они не сообщили британцам, они сообщили в Хагану. В доме на соседней улице была мастерская, где Хагана производила стволы для стэнов - копии британских автоматов, с которыми потом Хагана воевала в войну за независимость. Хагана решила не вмешивать британцев и решить вопрос сама. 18 июня отряд Хаганы под вечер прибыл на место. Вход в тоннель был обнаружен, Зеэв-Менахем Вербер, специалист по взрывчатке спустился вниз. Неизвестно, что прервало его жизнь - нить детонатора или он перерезал неправильный провод. Раздался мощный взрыв. Британцы, услышав взрыв, включили прожектора и осветили округу. Увидев бойцов Хаганы они открыли огонь и отравили людей делать обыск в домах по соседству. Мастерская была раскрыта. Событие так потрясло еврейское общество, что Натан Альтерман написал стих "Я не воюю с братом", в котором призвал воевать с Эцель, так как Зеэв Вербер пал "защищая свою честь в смертельном тоннеле". 

Акива Коэн после войны за независимость стал мясником и поставлял мясо в киоски шавармы и шашлычные. В 1955 году Ицхак Шамир призвал его в Мосад, выйдя на пенсию Акива открыл ресторан шавармы в Кирьят Оно. Лишь в 80 лет он посетил могилу Зеэва Вербера, где дал волю своим чувствам и скорби. Сегодня его внук управляет рестораном и он называется "Шаварма Алони". Вход в тоннель до сих пор находится в этом доме, где сегодня гараж, в котором чинят мотоциклы. По нему можно пройти почти до стен Бейт Хадар.

יום רביעי, 22 ביוני 2022

Моше Александровский:

1922 год. Британское правительство Палестины приказало прекратить репатриацию. Уже не слышно в портах Эрец Исраэль песен радостного потока новоприбывших. Но несмотря ни на что, репатриация не прекратилась. А-Шомер послал Спектора в Бейрут, чтобы организовать перевоз новых репатриантов через Кфар-Гилади и Тель Хай. Эти два поселения находились тогда под французским мандатом, и Спектор должен был организовать нелегальную эмиграцию на границе. 

Британская граница проходила рядом с Возией (ферма на берегу реки Маханаим недалеко от Рош Пины), а в Халсе (сегодня Кирьят Шмона) стоял французский пограничный гарнизон. Французская полиция состояла в основном из ливанских арабов, с которыми можно было договориться. За небольшую плату они "не замечали" караванов с репатриантами, которых перевозили через границу. Но опасность грозила со стороны британцев. Перед каждой переброской мы посылали людей в Возию следить за английскими пограничниками. 

Только когда опытные глаза разведчиков видели, что не угрожает никакой опасности, караван отправлялся в путь. Переходы всегда организовывались под покровом ночи и в дождь. В те дни еще не проложили дорог в Галилее и транспорт шел по бездорожью и нередко вяз. Караваны, перевозившие по 30-40 человек отправлялись в Тверию. Людей перевозили на телегах, в которые впрягали три-четыре пар мулов. Путешествие длилось почти сутки по колдобинам и выбоинам, но сопровождавшие не чувствовали усталости, понимая важность своей миссии.

Британцы требовали от французов усилить охрану своих границ. И как-то, когда наш караван приближался к Халсе оттуда к нам на встречу из засады выскочил отряд французских пограничников. Эшбаль, назначенный сионистским руководством как сопровождающий, испугался и умолял наших людей: "Заплатите французам сколько захотят, только чтобы они не сдали нас британцам". Распрощались мы с пограничниками взамен на мешок ячменя, пачку сигарет и несколько лир. Из этого случая сионистское руководство поняло как мы ведем дела и больше не предъявляло нам претензии будто мы расточительны. Примерно 2 года еще мы занимались перевозкой нелегальных репатриантов, но когда Метула, Кфар Гилади и Тель Хай были присоединены к британскому мандату, нам пришлось прекратить на какое-то время наши действия.



יום חמישי, 9 ביוני 2022

Ам Лохем - провозвестник борьбы с Британией

Всем известен конфликт между Хаганой и Эцелем, который в процессе перерос в конфликт между левыми и правыми в Израиле. Левые часто используют для объяснения своей вражды довод: "Эцель начал борьбу с британцами, когда те воевали с Гитлером".

Но на самом деле не все так просто. Перелом во второй мировой войне уже произошел, но Британия продолжала держать ворота Эрец Исраэль закрытыми для многих беженцев, которые еще могли спастись. Более того, британцы распускали слух что среди беженцев есть немецкие агенты и коммунисты, лишая их возможности спастись даже в других странах. Молодежь в самых широких кругах видела в Британии врага. Как в Эцеле, так и в Хагане.
Идея выступить против британцев родилась не в командовании Эцеля, а среди тех, кто откололся от организации в 1940 году, но не примкнул к Лехи. Элиягу Ланкин и Элиягу Равид решили создать свою организацию, в которой нашли бы себя и те, кто ушел в Эцель и те кто остался в Хагане.
Элиягу Равид. Член Лехи. Был выдан британцам бойцами Хаганы в период "Сезон". После войны за независимость занимался издательством и аудиторством.
Элиягу Ланкин. Член Эцель. Был выдан бойцами Хаганы британцам и отправлен в концентрационный лагерь в Эритрею. Бежал, находясь в изгнании организовал отправление "Альталены". Был арестован и содержался в секретной тюрьме. После освобождения стал одним из лидеров движения Херут и был членом Кнессета первого созыва.

Они объединили бойцов в организацию "Ам Лохем" - "Сражающийся народ". Ланкин и Равид обратились к активистам Хаганы и к ним присоединились Йосеф Эдельберг, один из командиров Хаганы в Хайфе, Йигаль Горовиц, член мошава Нахалаль и лидер молодежного движения "аНоар аОвед" (рабочая молодежь). Движение поддержал даже Моше Даян, хотя официально не вступил в него. Название организации дал Йигаль Горовиц, чтобы подчеркнуть что она не принадлежит ни одной партии и ни одной идеологии.
Йигаль Горовиц Присоединился к МАПАЙ и был членом центра партии с 1961 по 1965 год. Вместе с Бен гурионом ушел из МАПАЙ в РАФИ, а потом в "Государственный список". В 1969 году стал членом Кнессета. После ухода Бен Гуриона "государственный список" присоединился к Ликуду. Министр финансов и министр торговли и промышленности в правительстве Бегина.

Идея создания "Ам Лохем" будоражила умы. Споры велись везде, включая Пальмах. Основатели решили начать с самой громкой операции - с захвата британского наместника МакМайкла, олицетворявшего здесь британскую политику Белой Книги, и предания его суду с последующим изгнанием на Кипр.
Гарольд МакМайкл (в центре). Был назначен на пост верховного комиссара в 1938 году. МакМайкл ввел приведения смертного приговора для евреев в Эрец Исраэль. его правление было ознаменовано приведением смертного приговора через повешение Шломо бар Йосефа. Подпольщики преследовались и уничтожались без суда, пойманным и раненым не оказывали помощи и они умирали от ран и избиений. МакМйкл стоял за отказом "Струме", в следствии которого она вышла в Черное море, где была сбита по ошибке советской торпедой. 769 беженцев, евреев из Румынии, потонули. МакМайкл умер своей смертью в графстве Кент в 1969 году.

Была назначена дата похищения (29.11.43) и даже был выкопан бункер в окрестностях Петах Тиквы, где должны были содержать верховного комиссара Палестины. Трудно сказать, что было бы, но в последний момент о плане узнало командование Хаганы и лидеры Сионистского руководства. Они сразу же запретили операцию и вышли с заявлением, что "Ам Лохем" на самом деле является организацией Эцель и запретили всем членам Хаганы в нем участвовать. Операции таких масштабов испугались и в Эцеле. Иерусалимское командование отказалось предоставить оружие для бойцов. Операцию были вынуждены отменить. Инициатива создания "Ам Лохем" и его фиаско положили конец всяким контактам между бойцами Хаганы и Эцеля, а бойцы Хаганы, поддержавшие и вступившие в "Ам Лохем" были разбросаны по подразделениям чтобы они не смогли вести активную пропаганду этой идеи. И все же, в 1945 году Моше Снэ, Менахем Бегин и Натан Фридман (Ялин Мор) объединили усилия в единой борьбе против Британии и политики Белой Книги. И это были славные страницы в борьбе подпольщиков.