יום ראשון, 25 באוקטובר 2020

Донна Грация

 


А может все началось еще в 16-м веке. Когда Беатрис Мендес де Луна, дочь насильно крещенных евреев из Испании, овдовев, решила вести дела мужа, Франческо БенБеништи Мендес, одного из самых богатых донов в Португалии. Ее благотворительность дала ей имя Донна Грация, именно так она вошла в историю. С усилением преследований инквизиции, Донна Грация с дочерью, сестрой и племянником бежала в Антверпен, где брат ее мужа Диего Мендес (Меир БенБеништи) владел банком. История жизни Беатрис достойна романа - ее сестра Брианда выходит замуж за Диего Мендеса и сестры становятся наследницами банка Мендес после смерти Диего. Сестра пытается отобрать все наследство себе и ее дочери и подает в суд в Венеции. Долгий процесс, в который была втянута вся знать Италии, разрешается в 1552 году и Донна Грация, ее дочь и племянник переезжают в Константинополь по приглашению султана Сулеймана Великолепного. В Османской Империи ее племянник Хуан Мигес становится приближенным султана и даже назначается правителем Наксоса, но в начале, он берет себе еврейское имя Дон Йосеф, проходит обряд обрезания и женится по еврейскому обычаю на дочери своей тети Донны Грации Анне Рейне. Семья Донны Грации становится одной из влиятельных семей в Османской Империи. Стараниями Дона Йосефа достигается мир между Речью Посполитой и османами и сам Дон Йосеф получает экслюзивное право на импорт вина и экспорт меда из Польши.

Сама же Донна Грация все больше приближается к своим корням. Еще будучи в Европе, она внесла свой вклад в возрождение еврейской жизни среди марранов - так называли насильно крещенных евреев. В Ферраре она издет Танах на ладино - языке евреев Сефарда (так евреи называли Испанию) и Библию для христиан с посвящением герцогу Феррары. В Османской Имерии она строит больницы, приюты, ешивы (религиозные школы) и синагоги. Самая известная - Ла Синьора - находится в городе Измир.


В 1555 году Папа Римский Павел IV издал буллу против "скрытых евреев". Через год в городе Анкона Папа приказал сжечь на кострах 24 крещенных евреев из Португалии по обвинению возвращения в иудизм (23 мужчины и одна женщина). В ответ Донна Грация организовала среди еврейских торговцев бойкот Анконы, так, что суда из Османской Империи и другие торговые суда, еврейские и связанные с банком БенБеништи, бойкотировали порт Анконы так что его значение в торговой жизни Европы сошло на нет. Говорят, что рынки Анконы опустели в те времена. Через какое-то время Папа умер, но Анкона так и не вернула себе свое место в международной торговле.


В 1561 году Донна Грация и Дон Йосеф арендовали за тысячу золотых дукатов земли Тверии для того, чтобы переселить туда евреев Европы. Сама Донна Грация тоже хотела поселиться в Тверии. Уже в 1565 году Пантелео де Авьеро, путешественник из Португалии отметил в своем дневнике -

"Я слышал от некоторых португальских евреев о португальской женщине, которая бежала из этого королевства с большим имуществом, которое дало ей огромную силу, влияние и знаменитость в этих странах, и о том, как она купила город Тверию ... и что следующим летом она приедет из Константинополя со всей своей семьей и теми, кто захочет пойти за ней чтобы поселиться в Тверии. Эта новость принесла большую радость всем евреям, живущим в Земле Израиля, потому что они считали, что с их поселением там должен прийти и Мессия."

В Тверии, что была в те времена заброшенной рыбацкой деревней началось оживление. Дон Йосеф послал своего приближенного Йосефа Бен Ардити строить дома и в 1564 году была отстроена крепостная стена. У Донны Грации была идея создать в Тверии производство шелка и шерсти, но в 1569 году прервалась ее жизнь, а через десять лет умер и Дон Йосеф.

Но жизнь в Тверии не прекратилась. Еще около ста лет потомки Донны Грации и каббалисты из Цфата поддерживали еврейскую жизнь в Тверии. В 1662 евреи покинули Тверию на почти 80 лет.



Самая знаменитая пекарня в Израиле


Самая знаменитая пекарня кондитерская в Израиле это Абулафия. Она находится в Яффо и ее самбуски и бурекасы приезжают отведать из самых удаленных концов страны. Принадлежит она арабской семье Абулафия. И хоть это арабская пекарня, она закрыта в Судный День и в Песах. Почему? Об этом история.

В 1740 году правитель Галилеи Дахер эль Омар решил обезопасить границы своей области, которым он управлял как маленьким королевством и построить крепости на его границах. Решение это было продиктовано тем, что край его процветал, а соседи правители завидовали и наговаривали на него султану в Константинополе. Среди таких крепостей была Тверия, рыболовецкое село, с когда-то пышной историей города. 200 лет назад Донна Грация выкупила эти земли для евреев, но те покинули Тверию. Мудрость правителя подсказала ему что если оказать другу неоценимую услугу, можно завоевать его безграничную преданность. И Дахер эль Омар обратился к раввину из Измира Хаиму Абулафие воссоздать жизнь в Тверии. Хаим Абулафия, потомок известной династии раввинов, уроженец Хеврона, с радостью принял предложение, и в благодарность оплатил строительство одной из 2 мечетей, что по сей день стоят в Тверии. Абулафия не подвел: когда правитель Дамаска собрался отобрать земли в Галилее у Дахера эль Омара, Хаим Абулафия узнал об этом и предупредил своего друга.

Так возродилась Тверия. Со временем к общине Абулафии присоединились и хасиды из Польши и город расцвел. Еврейский квартал оброс, как кольцом, мусульманским, а тот в свою очередь христианским. В 1886 году один из потомков Хаима Абулафии, Шломо Абулафия был приглашен препдавать иврит в школу в недавно созданном поселении, которому покровительствовал барон Эдмунд Ротшильд - в Ришон Лецион. Позже ему было суждено стать одним из основателей сначала Реховота, а потом и Тель Авива.


Семья Абулафии перебралась в Неве Цедек, рядом со школой "Альянс", где преподавал иврит. В его доме снимал мансарду Шмуэль Йосеф Агнон, описав ее в своем романе "Вчера-позавчера".


Однажды в его дом постучали. Это был арабский мальчик, он был одет в обноски, был голоден и просил милостыню. Мальчик был сиротой и бежал из дома, где его держали как раба. Семья Абулафии приняла ребенка в семью и растила как своего собственного. После смерти Шломо, мальчик покинул дом своих благодетелей, попросив об одном - он хотел носить имя семьи, которая его вырастила.

Масуд Абулафия открыл пекарню, которая обрела известность по всей стране. В своем завещании он запретил открывать пекарню в Песах и Судный день - в память о еврейской семье, которая ему помогла. Сегодня Абулафия - символ и доказательство того, что евреи и арабы могут жить вместе.


Х'алаке!


Когда изгнанные евреи из Испании прибыли на святую землю, они встретили здесь других евреев, которых назвали муста́рбим - живущие укладом местных жителей - арабов. Сегодня в Израиле известна лишь одна семья выходцев муста́рбим в Пкиине - семья Зинати, дом которых и синагога сохранились и являются неотъемлемой частью любой экскурсии в этой уникальной деревне, где скрывались в пещере 13 лет великий каббалист Шимон Бар Йохай со своим сыном и занимались тайной Торой. Господь заботясь о них дал им родник и рожковое дерево, плодами которого они питались. Говорят, именно в этой пещере была написана книга "Зоар" - самая первая книга Каббалы.

У муста́рбим сефардские евреи (Сефард - Испания) увидели и переняли традицию, которая разошлась по всему еврейскому миру и стала во многом и традицией светских евреев. Дело в том, что с самых древних времен самым опасным периодом в жизни людей были беременность, роды и первые годы жизни ребенка. И поскольку лишь малой части проблем находили медицинское объяснение, вокруг этого этапа в жизни семьи появилось множество традиций во всех народах. Например, было замечено, что больше в малом возрасте умирает мальчиков. И с целью обмануть Ангела Смерти мальчиков "маскировали" в девочек - одевали их в платья, делали девичьи прически. Три года считались достаточным возрастом чтобы "выйти из укрытия", когда ребенок уже достаточно окреп. И церемонией этого "выхода" была "Х'алаке" (или Эльх'алаке в Йемене) - первая стрижка! На самом деле это было бритье головы, но как радостная церемония, сопровождалась большим столом с угощениями для гостей, нарядной одеждой для ребенка и подарками.

Причем евреи брили своих детей, оставляя локоны на висках, как сказано: "Не стригите край пеат голов ваших кругом". В Йемене эти локоны назывались симо́ним (знаки, обозначавшие евреев). Каббалисты придали стрижке Х'алаке особый смысл, сравнив в гематрии математические значения слов פאה и אלהים, и получив одинаковое число! С развитием лурианской Каббалы и хасидизма Х'алаке распространилось по всему миру. В каждой семье хранились ножницы специально для х'алаке, а в подарок ребенок получал цицит - кисточку для талита (талеса), символизирующую 613 заповедей. В Эрец Исраэль проводить х'алаке было принято в праздник ЛаГ баОмер на могиле Шимона Бар Йохая, а так же в Иерусалиме на могиле Шимона праведника (Кевер Шимон а-Цадик). Однако можно было проводить х'алаке и в синагоге, по достижении трех лет ребенку. В странах Северной Африки было принято проводить х'алаке на могиле праведника.
Сегодня это традиция не только религиозная. Все больше светских евреев делают х'алаке своим детям, как на могилах праведников, особенно на горе Мерон, где находится могила Шимона Бар Йохая, так и у Стены Плача в Иерусалиме