יום חמישי, 2 בנובמבר 2017

Дворец Мессии

История происхождения бухарских евреев покрыта тайной. Сами они считают себя потомками десяти колен Израиля, переселенных из Эрец Исраэль еще ассирийскими царями до Вавилонского изгнания. Формирование бухарского языка и приближение к иудаизму произошли гораздо позже, во времена владычества персов, когда персидские евреи приходят в Среднюю Азию. Важное упоминание о них оставил раби Биньямин из Туделы: "Самаркант (Самарканд)  это большой город на краю Персии и в нем 50 тысяч евреев. Ими правит патриарх раби Овадья и среди них есть ученые и богатые люди".


Самарканд
Войны и нашествия не пощадили процветающую общину – монголы почти истребили ее, а приход к власти в Персии шиитов, тогда как Средняя Азия оставалась суннитской, отрезал бухарских евреев от внешнего мира и община постепенно начала увядать. К концу XVIII века община уже находилась на грани полной ассимиляции, но произошло чудо. В 1793 г. из Цфата, в страны Средней Азии, с целью сбора средств для еврейской общины в Эрец Исраэль отправляется раби Иосиф Маман. Состояние бухарскойобщины так потрясло его, что он решает отложить свое изначальное дело и остаться в Бухаре, чтобы исправить положение дел. Он учит их молиться, привозит свитки Торы, обучает ремеслам, ведущим в те времена в Цфате - ткачеству и крашению тканей. Один из его вкладов в сегодняшний образ жизни бухарской общины это Шир а-Маалот, песнь, которой бухарские евреи заканчивают свою молитву. В те времена мусульмане заставляли евреев завершать молитву словами "Аллах у-Акбар" и Иосиф Маман внес это изменение. Десятки лет провел Иосиф Маман в бухарской общине, он наладил ее связь со Святой Землей и способствовал процветанию. Перед тем, как Россия захватила эти земли, бухарские евреи насчитывали 10 тысяч, и среди них снова было много богатых и ученых людей.


Хедер в Бухаре
В период российской власти, в отличие от своих ашкеназских соплеменников, бухарские евреи не были ограничены чертой оседлости, и порой пользовались поддержкой и симпатией властей. Россия с подозрением относилась к мусульманам, и евреи в Бухаре стали для нее опорой. Новые возможности только умножили богатство общины, среди которой были видные торговцы пряностями, тканями, хлопком и шелком.
В конце XIX века, когда начинается брожение среди евреев всего мира и взгляды устремляются к Эрец Исраэль, бухарские евреи не остаются в стороне. Многие посещают страну и возвращаются в Бухару, и лишь некоторые остаются. В начале девяностых годов, когда бухарская община в Иерусалиме достигает 200 человек, они решают окончательно вбить свой клин и выкупают землю для строительства собственного квартала. Имея много денег, бухарские евреи строят свой квартал в европейском стиле – широкие улицы, классический стиль домов, просторные комнаты.

Улица в Бухарском квартале

Особое внимание привлекает этот дом – дворец, построенный в 1910 г. Исраэлем Хейфецом из Старого города для своего зятя Элиши Ягудаева, крупного торговца тканями, жившего в те времена в Коканде.

Фасад дома Хейфеца-Ягудаева
Вход в дом с улицы
Это был роскошный дворец с впечатляющим фасадом, украшенным колоннами и карнизами, знаками магендавид и другими архитектурными элементами. Длина фасада 55 метров, а большие широкие входы были предназначены для открытия магазинов в будущем. В восточной его части двойная закругленная лестница вела к роскошному парадному входу. 30 залов дворца соединенялись между собой коридорами, на втором этаже была построена синагога, украшенная мраморными колоннами и окном в форме магендавида. Еще один зал был отведен для сукки – его украшал стеклянный потолок, который сдвигался на праздник по специально оборудованным рельсам. Здесь принимали высоких гостей, в том числе и Герберта Самуэля, первого британского наместника. Внутренняя роспись сочетала в себе как иудейские мотивы – сцены из ТАНАХа, так и европейские пейзажи, египетские пирамиды и изображения птиц. Это была одна из первых работ художника Шмуэля Мельника.

Интерьер
Сам Элиша почти не жил в этом доме – он переехал сюда в 1914 г.  перед первой мировой войной, но как российский подданный был изгнан османскими властями. Турки использовали этот дом как штаб командования в Иерусалиме.  После октябрьского переворота Ягудаев возвращается в Эрец Исраэль в 1918 г. и дворец становится популярным. Нижний этаж сдается под сиротский дом, а в главном зале дворца проводятся торжества и церемонии. На праздник Песах в нем устраивается трапеза для двухсот солдат еврейского легиона, а месяцем позже – торжественный прием генерала Алленби.

Песах в 1918 г.
Прием генерала Алленби. Слева сверху Хаим Вайцман
В феврале 1921 г. здесь состоялось собрание, на котором был учрежден главный раввинат Израиля и во главе его были избраны два раввина – рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук и рав Яаков Меир, один ашкеназский, а второй сефардский. На этом собрании присутствовали Герберт Самуэль, королевский судебный советник Норман Бентвич и губернатор Иерусалима Рональд Сторс.
В 1923 г. в дом Ягудаева разместилась школа для девочек Ханы Шпицер, которую поддерживал профсоюз а-Поэль а-Мизрахи. Слово Мизрахи, означающее восток, относилось тогда к ашкеназским евреям, которые в отличие от сефардов и выходцев северной Африки, пришли из Восточной Европы. Но это еще не весь смысл. Движение Мизрахи было религиозным и самый главный смысл в его названии аббревиатура - МеркаЗ РуХанИ. Так как движение было религиозно-сионистским, целью школы было расширить его влияние среди религиозной общины, которая сторонилась, а порой даже выступала против сионистов. Вначале девочек обучали на идиш по всем правилам "хедера" (начальной еврейской школы), но очень скоро обучение перешло на иврит. Школа стала местом, которое притягивало к себе многих учениц и их родителей, ранее воздерживавшихся от современного обучения.
В 1929 г. во дворце поселилась  дочь Ханы Шпицер Шошана. Ее муж, Давид Разиель стоял во главе Еврейской Военной Организации (ЭЦЕЛЬ), которой впоследствии командовал Менахем Бегин. Дворец превратился в центр подпольщиков. Бойцы тренировались в просторных залах, здесь находился слик – тайный склад оружия и был сооружен подземный проход, по которому бойцы могли спастись от английских солдат. В этих стенах впервые прозвучал гимн "Хаялим альмоним" (Неизвестные солдаты) в присутствии Шауля Черниховского.

"Долой английский империализм"
Надпись со времен борьбы с английским присутствием в Эрец Исраэль
Бухарский квартал – это особое место в Иерусалиме, его просторные улицы и европейский стиль домов притягивали как религиозную, так и светскую молодежь.  В этих местах любил прогуливаться и Шмуэль Иосиф Агнон, в своем последнем романе "Шира" он писал:

"Величественнее всех был роскошный дом, построенный во имя Мессии. И когда придет Мессия, наш праведник, вначале придет в Иерусалим, и придут и отцы, и старцы, и цари, и визири, и люди Великого Собрания встретить его, и с ними еще многие уважаемые праведники; и братья наши, поднявшиеся сюда из Бухары приготовили им большой и хороший дом…"

С тех пор этот дом стали называть "Дворец Мессии".

Ш.И.Агнон


אין תגובות:

הוסף רשומת תגובה